Статья
9 Августа 2012 18:37

Жуховицкий: в памяти людей Фоменко надолго останется

Сегодня в Москве не стало Петра Наумовича Фоменко.   Коллеги, друзья, поклонники скорбят и делятся воспоминаниями.

Писатель, публицист, драматург, педагог Леонид Жуховицкий в беседе с «Актуальными комментариями» отметил, что смерть Петра Фоменко – предпоследний акт российской национальной трагедии.

«Ушли почти все режиссеры великого послевоенного поколения: Товстоногов, Акимов, Эфрос, Ефремов, Гончаров. Эти люди надолго определили развитие театра. Еще осталось несколько человек – не хочу их называть, надеясь, что последний акт этой трагедии наступит нескоро», – сказал он.

На вопрос -  кто придет им на смену? – драматург высказал опасение, что никто.

«Естественно, театр не умрет, и талантливых режиссеров будет достаточно, и талантливых актеров тоже будет очень много, но это будет уже другой театр. Прежде всего, потому что изменился зритель», - пояснил он.

По словам Жуховицкого, на спектакли Товстоногова и Эфроса или Фоменко ходил совершенно определенный зритель – тот, кого называли театральным зрителем.

«А вокзальный зритель – тот, который приезжает в Москву или Питер на несколько дней, торопливо бежит в театральную кассу и хватает те билеты, которые рекомендует кассирша», - сказал Жуховицкий.

Он подчеркнул, что сейчас тон в театральных залах задает публика, когда-то называвшаяся вокзальной.

«Я не хочу о ней сказать ничего плохого, но эти люди приходят в театр не понять что-то о жизни, о себе, а отдохнуть и посмеяться. Они тоже имеют на это право. Это другой зритель и другой театр», - отметил драматург.

Он подчеркнул, что Петр Фоменко был одним из признанных лидеров того театра, который сейчас, к сожалению, уходит.

«Фоменко надолго останется в памяти людей именно потому, что это был великий режиссер. Это был честный режиссер, это был фанатик, который всю жизнь старался выразить себя, выразить то, что у него на душе. Он никому не угождал – ни власти, ни зрителю», - подчеркнул Жуховицкий.

Он высказал надежду, что появятся режиссеры, которые если и умеют кланяться, то выходя после спектакля на аплодисменты, но не умеют кланяться ни чиновнику, ни вокзальному зрителю.

«Хочется верить, что сохранится не только классическая драматургия, но и классическая русская режиссура, что сохранятся традиции Станиславского, Мейерхольда, Вахтангова, Товстоногова и Фоменко», - резюмировал Жуховицкий.

Петр Фоменко был одним из самых известных и уважаемых современных режиссеров. На его спектаклях всегда были настоящие аншлаги.

Телевизионным спектаклям режиссера свойственны углубленный психологизм, точное следование авторской идее и стилю.

У Петра Наумовича десятки талантливых учеников в ГИТИСе. Ряд лет Фоменко преподавал в Парижской консерватории, а затем ставил спектакли в Комеди Франсез. Но, по словам многих его учеников, считал главным для себя работу в России

  • вконтакте
  • facebook
  • твиттер

© 2008-2016 НО - Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".