Статья
1703 27 октября 2016 10:05

Золотая молодежь для отвлечения внимания

Золотая молодежь стала главной кузницей российских новостей. Ведущие СМИ уже второй день обсуждают запись дочки чеченского олигарха Мусы Бажаева в соцсети о том, что «везде лучше, чем в Рашке». Для обсуждения этой «темы» приглашаются эксперты, аналитики и даже психолингвисты.

Вернулась в информационную повестку и тема «мажоров» на «Гелендвагене». В то время как прокуратура требует ужесточить наказание для гонщиков на «Гелендвагенах» сын вице-президента «Лукойла» Руслан Шамсуаров похвастался фотографией нашумевшего внедорожника стоимостью более 10 миллионов рублей, заявив, что полиция требовала нехилую взятку за то, чтобы не конфисковали авто. Почему золотая молодежь вновь в центре российских новостей, выясняли «Актуальные комментарии».

Версия первая. Очередной маневр для отвлечения внимания общественности от злободневных и важных проблем – экономического кризиса, проблем в здравоохранении, социальной сфере и прочих трудностей. Уже появились одна за другой архитектурно-исторические темы – памятник Ивану Грозному, доска Маннергейма и т.д. Политтехнологи руководствуются тем, что   моральная битва с прошлым лучше, чем драка за настоящее.  Но исторических тем для отвлечения может оказаться недостаточно, так что вторым блоком пошла тема «золотой молодежи.

Версия вторая. Цензура в СМИ заставляет «желтеть» даже ведущие и серьезные СМИ. Такого мнения придерживается публицист Леонид Радзиховский.

«Почему обсуждают пост девушки Бажаевой и парня на «Гелендвагене»? Потому что в пьесе «Женитьба Фигаро» Фигаро говорит, что я открыл газету и мне разрешили писать там абсолютно обо всём, кроме короля, королевы, любовниц короля, любовников королевы, церкви, двора, внешней политики, тайной полиции. Обо всём остальном я имел полное право писать, но разумеется, под присмотром пары цензоров», – привел он пример.

Развивая тему о цензуре, политолог высказал мнение, что российские СМИ не имеют права критиковать президента, администрацию президента, внешнюю политику. Журналисты могут ругать два или три министерства, которые придуманы для того, чтобы их ругали - Минздрав, Минобразования и Минфин. Поэтому тема «золотой молодежи» оказалась очень востребованной. 

О цензуре в искусстве на днях в своем выступлении сказал художественный руководитель московского театра «Сатирикон» Константин Райкин. Его выступление вызвало неоднозначную реакцию, а эксперты не преминули заметить, что раз он имеет возможность выступать с такой критикой, значит, нет, никакой «цензуры сталинских времен». В отношении СМИ, как правило, звучат такие же аргументы. 

Версия третья, самая невинная. СМИ всегда и во все времена с особым куражом подавали темы о жизни звезд и сильных мира сего. А читатель и зритель с не меньшим удовольствием потребляли этот экзотический продукт.

«Это вообще не сегодняшняя история, и вовсе не российская. Начиная с библейских времен вы можете прочитать истории похождения золотой молодёжи. Везде и всегда есть молодые люди, которым просто довелось так родиться, что ещё не заработав ни одной копейки своим трудом и не получив никакого образования, они уже имеют доступ к огромному богатству, власти и ресурсу своих родителей. И некоторым из них не приходит в голову ничего лучше, чем выставлять эти свои огромные возможности напоказ», - отметил «Актуальным комментариям» Антон Носик

Эксперты уверены, что история с «Гелендвагеном» и перепиской дочкой олигарха обречены привлекать к себе внимание. Антон Носик не исключает, что отпрыски богатых родителей намеренно привлекают к себе внимание. 

«И не стоит лукавить, что молодые люди, когда они так себя демонстративно ведут, сами не хотят привлечь к себе таким способом внимание. Человек, который на Гелендвагене выполняет фигуры высшего пилотажа в транспортной пробке, не может не задумываться о том, что про это думают окружающие и что это вряд ли проходит для них незамеченным», - отмечает Носик. 

Леонид Радзиховский развивает мысль о популярности медийных тем «из жизни богатых и известных». 
«Во всём мире как-то так устроено, что люди любят читать про глянцевую хронику, про то, как развлекаются богатые люди. Люди любят завидовать. Зависть, так же, как ненависть, одно из базовых человеческих чувств, это одна из тех вещей, которыми живы люди. И СМИ никогда не пройдут мимо таких историй», – отмечает Радзиховский.

Версия четвертая. Власть использует эти истории для усиления антизападнических настроений. Наталья Поклонская заявила, что современная золотая молодежь привыкла ориентироваться на западную культуру и совершенно утратила любовь к Родине.

«Они под прозападную культуру подстраиваются, хот-доги жрут с кетчупами, чипсы едят! Они потеряли, уехав за границу, чувство любви, самое основное», — сказала парламентарий.

Эксперты считают, что это не лучший способ воздействия на умы и сердца молодежи и в результате можно получить совершенно обратный эффект. 

 «Я смотрю на всё это с некоторым недоумением, не вижу в этом вообще никакой темы. Да, прокатились люди на Гелендвагене, нарушили закон, оштрафуйте и все. На эту девушку нападают. Ее можно критиковать только в том контексте, что она учится в МГИМО, и потому по-другому должна относиться к своей родине. А тая я вообще не понимаю, какие к ней могут быть претензии, потому что никто не обязан любить свою родину и имеет право высказываться о ней, как хочет», - отметил публицист Максим Кононекно.
 
Версия пятая. Используя эзопов язык, СМИ акцентируют внимание на социальном неравенстве. В результате всплывает тема патриотизма, которая обрела особое звучание благодаря внешнеполитической ситуации и стараниям отечественных политтехнологов. 
Так, публицист Михаил Веллер считает, что инциденты последнего месяца с так называемой «золотой молодёжью» «показывают, что патриотизм отечественных олигархов весьма условен и существует только напоказ». 

Веллер считает, что это не чисто российская история. «Во всём мире в последние четверть века создаются транснациональные корпорации, которые преследуют прежде всего собственные интересы, а уже потом интересы страны. Патриотизм всех политических элит сегодня в общем и целом абсолютно лицемерен, этому наилучшие примеры – Brexit в Британии, который полезен для рабочих людей Британии, но вреден для транснациональных корпораций, и избирательная кампания в США», - отметил Веллер.

Кризис лишь усугубил так называемые классовые противоречия. Журналисты, рассказывая о красивой жизни сильных мира сего и их детей, лишь усиливают раздражение в обществе. 

«Всё это говорит о том, что Россия, как было в течение почти всей её истории, расколота на два основных лагеря тех, которые управляют, и тех, которые работают и которых используют богатейшие люди страны. А молодёжь – это просто лакмусовая бумажка», - отметил он.

Последствия 

Эксперты не исключают, что у подобных сюжетов о «золотой молодежи» есть и тайный скрытый смысл, который при необходимости власть использует в своих целях.

«Поскольку в условиях продолжающегося обнищания народа, когда на медицину, науку, образование, социалку отпускается всё меньше денег, социальное напряжение, разумеется, растёт, то желательно бросить «на растерзание» каких-нибудь малозначительных барских детей. Когда во время смуты негодующая толпа разорвёт пару барчат, её недовольство уменьшится, ею можно будет управлять дальше». – считает Веллер.

При этом эксперты уверены, что нарастающее недовольство не выльется в какой-то массовый протест или новую «революцию сто лет спустя». 

«В России все знают –и богатые, и бедные, и чеченские олигархи, и русские пенсионеры – все знают, что в стране две страны, два мира, которые вообще никак не пересекаются. Раздражение на этот счет хоть и растет, но оно ни во что не выльется по той простой причине, что в России произошла массовая общественная тотальная депрессия, депрессия не предполагает никаких действий ни в какую сторону», - сказал Леонид Радзиховский. 

Схожее мнение высказал Максим Кононенко.

«Ни во что и не выльется, потому что речь идет о параллельных мирах. Вызывать у мира простых людей ненависть к этим жителям условного Рублёво-Успенского шоссе – это такой удачный способ канализировать какой-то негатив, который накапливаться у населения из-за проблем в экономике», - отмечает публицист Максим Кононенко.

Эксперты отмечают, что это достаточно рисковый путь, так как процесс все-таки может выйти из-под контроля и недовольство  достигнет критической массы, но, скорее всего, здесь просчитаны все «за» и против».

«Чем руководствуются? Что всё ограничится тем, что люди будут плевать в телевизор и таким образом выпускать накопившийся пар», - говорит Кононенко. 

Автор:
____________

Читайте также:
29 марта 2024 Новости  Британия в поисках стратегии Великобритания выпустила новую стратегию применения санкций, в которой, по словам экспертов британских аналитических центров, описывается ряд критериев принятия решений, а также излагается подход к смягчению непредвиденных последствий и юридических рисков. Также британские эксперты проанализировали военный потенциал Великобритании и пришли к выводу, что он не оптимизирован для сдерживания России, поэтому стране нужно принять масштабную программу перевооружения. 22 марта 2024 Новости  Дипфейки — новое политическое оружие Правительства, которые распространяют дипфейки за рубежом, сталкиваются с риском утраты доверия собственного населения к СМИ и другим источникам новостей, утверждает группа экспертов американского аналитического центра CSIS. Это, в свою очередь, облегчит противникам распространение дезинформации, а внутренним субъектам будет проще использовать дипфейк, чтобы подорвать доверие общества к правительству и повлиять на выборы, а также уменьшить поддержку вооруженных сил страны, предупреждают эксперты в докладе «Government Use of Deepfakes: The Questions to Ask».  28 февраля 2024 Колонки
Россия будущего
 Россия будущего Михаил Карягин о пяти линиях трансформации политической системы
© 2008 - 2024 Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года, Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-82371 от 03 декабря 2021 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".