Актуальность ОЭЗ
Процесс создания в регионах особых экономических зон на минувшей неделе получил новую актуальность. Контрольные органы обнародовали результаты проверок, согласно которым реализация идеи создания локальных «точек роста» для региональных экономик остается делом долгосрочной перспективы: в ближайшее время на конкретные результаты инвестиционной деятельности в большинстве ОЭЗ рассчитывать не приходится.
В целях стимулирования инвестиционной активности и ускорения развития проектов ОЭЗ на федеральном уровне рассматриваются различные варианты льготных режимов, облегчающих деятельность резидентов «особых» зон. Так, политическую поддержку получило предложение Минфина об установлении с 2012 г. нулевой ставки налога на прибыль для организаций-резидентов технико-внедренческих ОЭЗ. В целом Центр отнюдь не стремится «переложить» на руководство регионов дополнительные расходы в процессе создания особых зон. Напротив, в случае, если зона создается на средства регионального бюджета и инвесторов, предполагается распространить на ее территорию федеральные льготы и преференции, предусмотренные для ОЭЗ. Однако стоит учесть политическую проблему: руководство регионов зачастую не заинтересовано в развитии особых зон, требующих значительных затрат финансовых, организационных, кадровых и иных ресурсов (напомним, работы по созданию инфраструктуры ОЭЗ ведутся за счет бюджетов разных уровней).
Этот вывод косвенно подтверждают и данные проверки Счетной палаты. Эффективность использования бюджетных средств, выделенных на развитие особых экономических зон за последние 5 лет (87,8 млрд руб.), остается низкой: освоено лишь немногим больше половины финансирования. Основной причиной проверяющие называют несвоевременное утверждение Минэкономики и субъектами перечней планируемых к строительству объектов. Из 396 запланированных объектов инфраструктуры в эксплуатацию введено только 58. Оценив эти данные, представители Счетной палаты пришли к выводу о том, что завершить создание инфраструктуры ОЭЗ в запланированные ранее сроки (до 2015 г.) вряд ли возможно. Отстает от ожидаемых темпов и процесс привлечения инвестиций в развитие территорий зон и, как следствие, пока не оправдываются ожидания, связанные с созданием реальных производств и новых рабочих мест. Наконец, одним из самых сложных вопросов в ходе создания зон стало урегулирование имущественных и земельных отношений между собственниками разных уровней (в их числе и органы власти, в частности, Минобороны). Необходимость многочисленных согласований, которые зачастую затягиваются на длительное время из-за конфликтов интересов и административных барьеров, стала существенным негативным фактором, снижающим привлекательность проектов ОЭЗ для потенциальных инвесторов.
Оценивая перспективу развития проектов ОЭЗ, можно прогнозировать, что в ближайшем будущем на федеральном уровне будет законодательно утверждена концепция региональных зон. В этом случае вместо обязательного создания зон в «чистом поле», предполагающего возведение «с нуля» масштабной инфраструктуры, может быть принято решение об использовании существующей инфраструктуры, а также «человеческого капитала» наукоградов и академгородков. Весьма перспективна и идея создания приграничных зон в регионах Дальнего Востока: эту идею озвучил губернатор Амурской области Олег Кожемяко. На повестке развития ДФО стратегически важный вопрос о смене основной бизнес-модели. Обеспечение перехода от преимущественного экспорта дальневосточного сырья к его переработке выступает ключевым условием развития экономики региона, в противном же случае вполне реальна угроза превращения дальневосточных территорий в сырьевой район стран АТР, в первую очередь, крупнейшего потребителя природных ресурсов в лице Китая.
Оксана ГОНЧАРЕНКО: