Автопром получит поддержку
Владимир Путин прибыл в Набережные Челны в Татарстане, где принял участие в подписании соглашения о создании СП автопроизводителей Fiat и Sollers.
Совместное предприятие получит 15-летний кредит на сумму 2,1 млрд евро, заявил премьер-министр РФ Владимир Путин на церемонии подписания. Это решение было принято по итогам совещания на территории ОАО «Соллерс - Набережные Челны».
Владимир Путин отметил, что в целях обеспечения проекта компонентной базой планируется также задействовать мощности нового технопарка в г.Тольятти. В совещании участвовали руководители двух госбанков - глава ВТБ Андрей Костин и глава ВЭБа Владимир Дмитриев.
Также подписан меморандум о стратегическом сотрудничестве между ОАО «КАМАЗ» и «Даймлер АГ», а также контракты о поставке продукции ОАО «КАМАЗ» российским силовым ведомствам (Минобороны, МЧС, МВД, ФСИН) и ОАО «Государственная транспортная лизинговая компания».
Меры по государственным закупкам продукции ОАО «КАМАЗ» осуществляются в соответствии с антикризисной программой поддержки автопрома, основные контуры которой были обозначены председателем правительства в ходе посещения этого предприятия 19 декабря 2008 года.
«В этих целях на закупки транспортных средств для государственных нужд правительством было выделено 23 млрд рублей, а на лизинг автотранспорта - 43 млрд рублей. Программа предусматривала также финансирование инвестиционных мероприятий российских автопроизводителей», - говорится в сообщении пресс-службы правительства, опубликованном накануне.
Создание СП «СОЛЛЕРС» - ФИАТ предусматривает создание в России производственного центра для разработки и выпуска автомобилей на базе платформ ФИАТ-«Крайслер». Реализация этого проекта приведет к появлению второго крупнейшего игрока на российском рынке пассажирских машин.
Линейка продукции СП будет включать в себя 9 новых моделей различных классов, плановая мощность нового предприятия - до 500 тыс. автомашин в год, из которых не менее 10% планируется поставлять на экспорт. При этом целевой уровень локализации в рамках СП составит не менее 50%, включая производство в России двигателей и коробок передач, а также создание технопарка по производству автокомпонентов.
Общие инвестиции в проект (включая создание производственных мощностей по выпуску автомобилей, а также инвестиции в НИОКР) оцениваются в 2,4 млрд евро.В ходе пребывания в Набережных Челнах председатель правительства также посетит Научно-технический центр ОАО «КАМАЗ», где проведет встречу с членами спортивной команды «КАМАЗ-Мастер» - одного из ведущих мировых коллективов в автоспорте, трехкратного обладателя Кубка мира по внедорожным ралли, девятикратного победителя и многократного призера трансконтинентального супермарафона «Дакар», отмечают в пресс-службе правительства.
Совместное предприятие с ФИАТ является продолжением тех проектов, которые развиваются в особой экономической зоне Алабуга. Здесь располагается автопроизводство, и это направление будет усиливаться. Автомобилестроение в Татарстане пострадало в кризис достаточно сильно в лице ведущего предприятия КАМАЗ, но в целом эти проекты остаются эффективными и сейчас центр активно стимулирует привлечение инноваций в региона. Так что ОЭЗ будет развиваться.
Что касается более отдаленной перспективы, то со сменой власти в Татарстане на первом этапе в течение года сохранится прежний баланс сил, позже в экономике будут усиливаться позиции федеральных игроков, крупных компаний, которые заинтересованы в регионе, и которые ранее не могли проявлять активность по причинам политического характера. Они очень осторожно наращивали экспансию, сейчас же они будут действовать более свободно. Это касается и Газпрома, и других игроков в нефтегазовом комплексе.
Что касается экономики, Татарстан чувствует себя неплохо, за исключение большой долговой нагрузки. Им нужно очень осторожно обращаться с заимствованиями. Одна только подготовка к Универсиаде в Казане вызвала большой рост долговых обязательств как на уровне республики, так и на уровне города. Новому главе региона придется смотреть за тем, что не превышался уровень допустимого в заимствованиях, чтобы избежать сложностей в погашении долгов в дальнейшем.
Программа сборки автомобилей в России – наверное, одна из самых успешных в промышленной политике России. У нас не так часто реализуются хорошие программы, но в автопроме сумели за очень короткий период создать дополнительную отрасль, которая производит автомобили. Если в России производится меньше миллиона именно традиционных авто, то иностранных марок производят уже один миллион двести штук. При этом требования локализации, которые присутствуют в каждом контракте, заставляют развивать смежные отрасли.
Чем больше сборочных производств, тем лучше, и неважно, стоит там знак «Фиат», «Форд», «Мерседеса» или «Соллерс». Важно, что эти машины производятся на российской территории, платятся налоги в российскую казну, из-за рубежа приносятся технологии, которые осваиваются и адаптируются на российской территории. Это даёт толчок развитию и внедрению технологий в химии, в текстильной промышленности, в полимерах, в производстве стекла, электротехники. Так что это очень важный вопрос.