Новость
5813 17 февраля 2021 11:21

Блогеры на выборах в Госдуму 2021

В последние годы в российской блогосфере все чаще замечают политическую рекламу, а в год выборов в Госдуму ее должно стать еще больше. Как блогеров привлекали во время предыдущих избирательных кампаний, к чему это привело, и в чем будет заключаться специфика выборов 2021 года?

Предвыборные кампании 2011-2018 годов и голосование по поправкам в Конституцию

Кампания по выборам в Госдуму 2011 года была не столь заметна в сети. Интернетом на то время в России пользовалось мене половины граждан (49,3%), а постоянных пользователей соцсетями и блогами было еще меньше. Тем не менее уже тогда в блогах активно рекламировались партии «Яблоко» и «Справедливая Россия». Журналисты отмечали, что партия «Яблоко», в частности, трижды покупала топовое место в ЖЖ, а СР сосредоточила продвижение в Twitter.

С ростом интернет-аудитории увеличивалась и заинтересованность политических партий в представленности на популярных платформах. Кампания 2016 года запомнилась большим числом нестандартных ходов, которые применялись в сети.

Например, «Справедливая Россия» пыталась сыграть на популярности рэп-баттлов. В сети появилась серия мульт-роликов, в которых лидер партии Сергей Миронов под псевдонимом OxxxyMironov «баттлит» своих политических оппонентов. Ход оказался не вполне удачным, однако заметным. В сети появилось много мемов на этот счет.

Мемы в своей политической агитации активно использовала «Партия Роста» 

Однако в то время блогеры не были задействованы в интернет-кампаниях партий, которые пытались сыграть за счет собственного оригинального контента.

Ситуация начала меняться во время следующей крупной избирательной кампании. 18 марта 2018 года в России состоялись выборы президента, а в сентябре, в Единый день голосования, — региональные кампании различного уровня, в частности, выборы мэра Москвы. В период агитации в Интернете стали появляться ролики, в которых популярные блогеры призывали сходить на выборы, не агитируя за конкретного кандидата.

Все началось с ролика «Трек про выборы», который 6 марта опубликовал на YouTube блогер Даниил Комков, также известный как Komkozavr’a. На тот момент в его блоге было 477 тыс. подписчиков. Комков выпускал ролики с пранками и проверками кафе и магазинов, но в этот раз он опубликовал клип, в котором призывал прийти на выборы: «Всей страной приди и сделай главный выбор. Ну а кто будет следующим, решит страна, 18 лет, 18 марта, я ставлю галочку, выбираю президента, выбор тяжелый, но не сложней хайпкемпа, движением руки вершим мы правосудие, как будут жить наши потомки, что же с ними будет».

Когда подписчики обвинили Комкова в политической рекламе, он объяснил выход ролика участием в спецпроекте «Ленты.ру» под названием «Кто твой кандидат?», суть которого заключалась в том, что бы блогеры показали кандидатам в президенты, как должна выглядеть политическая реклама. Имена реальных кандидатов в президенты в этом проекте не фигурировали.

Аналогичные видеоролики в рамках проекта «Ленты.ру» выпустили блогер Юлик, известный своими пародийными роликами и обзорами, Стас Ёрник, у канала которого на тот момент было 148 тыс. подписчиков, Кузьма Гридин (1,5 млн подписчиков), видеоблогер Лиззка с 2 млн подписчиков, публиковавшая обзоры и рэп-треки.

Также ролик с агитацией участия в выборах разместил блогер Юрий Хованский, публиковавший обзоры пива и точек продажи шаурмы. Подписчики Хованского негодовали больше всего из-за политической рекламы в его блоге, после чего он удалил видео.

Управление по делам молодежи и социальным вопросам администрации города Хабаровска сняло серию предвыборных видео с участием местных блогеров. «18-го марта? Как-то нечестно вы придумали... Можно поставить только один лайк», — говорит в одном из видео бьюти-блогер Даша Усик, на аккаунт которой на тот момент было подписано 144 тыс. человек.

Два других блогера, Иван Вербицкий и Игорь Ковтун, в своих предвыборных роликах также призывали идти голосовать. Вербицкий в своем видео говорил: «Я отказался вести крупный корпоратив 18 марта за очень большие деньги. Потому что я нужен в другом месте».

А Ковтун в ролике сначала отжимается, а потом добавляет: «Сегодня были отжимания по плану, а 18-го подтянусь». Все посты опубликованы с хэштегом #МыИдемНаВыборы.

Подписчики блогеров, опубликовавших видеоролики на тему президентских выборов, стали обвинять их в «продажности» и «работе на Кремль», ставить дизлайки и отписываться. В комментариях подписчики возмущались, что рэперы рекламируют выборы, и называли своих кумиров предателями. Так, на клипе блогера Юлика поставили 95 тыс. дизлайков из 1,5 млн просмотров, Кузьмы — 65 тыс. из 1,7 млн просмотров, а Лиззки — 192 тыс. из 1,2 млн просмотров. Некоторые подписчики защищали блогеров, аргументируя это тем, что агитировать участвовать в выборах не плохо, ведь авторы каналов не призывали голосовать за кого-то определенного.

Блогеры Руслан Соколовский, Дмитрий Ларин, Моргенштерн, журнал «Ютубер» и другие выпустили ролики с критикой участников спецпроекта «Ленты.ру», назвав их «продажными», «проплаченными» и «кремлевскими», а видео — «прямой агитацией идти на выборы».

Перед выборами мэра Москвы в Интернете разгорелся еще один скандал с участием блогеров. Создатель раскрученного канала на YouTube Николай Соболев выпустил ролик, в котором говорил о положительных преобразованиях московского Парка Горького и столицы в целом. Он напомнил подписчикам, что вход в парк стал бесплатным, также в нем появилось множество комфортных зон для отдыха. Из контекста было понятно, что речь идет о Сергее Собянине.

Похожие ролики выпустили еще несколько блогеров, среди которых Тимур Сидельников, Lizzztv и Elli Di. Подписчики обратили внимание, что все они выпустили видео приблизительно в одно время, а текст в них был практически идентичный. Позже выяснилось, что они сотрудничают с одним рекламным агентством.

При этом сами авторы роликов не признают, что сознательно участвовали в агитационной кампании. В частности, Николай Соболев выпустил видео, в котором утверждает, что был обманут и получил от рекламного агентства заказ только на рекламу парка. О том, что он стал частью предвыборной кампании одного из кандидатов в мэры Москвы, Соболев якобы не знал.

Журналист Алексей Ковалев из проекта «Лапшеснималочная» заявил, что популярный комик Данила Поперечный также является автором серии предвыборных роликов в поддержку Сергея Собянина, а изготовлением агитационных материалов занималась студия, в которой работает Поперечный. По словам журналиста, комик написал к этим роликам сценарии.

В преддверии голосования по поправкам в Конституцию блогеры также стали призывать пользователей прийти на избирательный участок и проголосовать. Пост Ксении Бородиной набрал 205 тыс. лайков, а  запись телеведущей Леры Кудрявцевой — 59 тыс. лайков. Однако посты также собрали много негатива, после чего авторы публикаций закрыли возможность комментирования.

Причины неудачи

Эксперты считают, что, хотя политическая реклама — явление абсолютно нормальное, с ее реализацией часто возникают проблемы. Важно, чтобы политические взгляды самого блогера не противоречили тому, что он доносит до своих подписчиков. Инфлюенсер должен быть последовательным в своих высказываниях, ведь аудитория всегда замечает неискренность.

«Каждый блогер — это еще и гражданин. Блогер высказывает свое мнение, иногда за вознаграждение. Но важно помнить, что политика, как и футбол, любит последовательность. Нельзя сегодня признаваться в любви к ЦСКА, а через месяц за деньги сниматься в шарфе „Спартака“», — считает совладелец маркетингового агентства Fistashki Павел Таргашин.

Кроме этого, рекламные агентства редко могут похвастаться хорошим продакшеном, а кампании зачастую выливаются в «серию одинаковых постов, написанных словно под копирку», отмечает аккаунт-директор коммуникационного агентства «Апрель» Алиса Ковтун.

Блогеры, соглашаясь на политический заказ, также берут на себя риск потерять не только деньги и контракты, но и свой самый главный ресурс — доверие аудитории. Это показал кейс рекламного агентства Wildjam, которое прекратило сотрудничество с блогерами, ругавшими Алексея Навального за возвращение в Россию, так как они использовали одни и те же фразы.

«Очень грустно, что блогеры вписываются в такое. К сожалению, там есть и те, с кем мы сотрудничаем по брендовой рекламе», — написал глава Wildjam Ярослав Андреев в  Facebook.

По словам сооснователя коммуникационного агентства Co-Operation Ирины Шифриной, трендом последних лет является искренность и ответственность за свои слова и действия.

«Осознанный человек с живой аудиторией, которая подписана на него из-за определенных взглядов и мировоззрения, не будет транслировать чуждое ему мнение. Непоследовательный в своих действиях амбассадор почти никому не нужен: едва ли после этого вырастет его аудитория и количество рекламных контрактов», — добавила эксперт.

Зарубежный опыт

В США блогеры впервые появились на предвыборных съездах Республиканской и Демократической партий в 1996 году. В 2004 году республиканцы аккредитовали на свои мероприятия порядка 10 тыс. журналистов и всего 12 блогеров. В 2008 году ситуация резко изменилась. Помимо журналистов, работу съезда республиканцев приехали освещать около 300 блогеров. Аналогичная тенденция наблюдалась и на съезде демократов, а главным спонсором пресс-центра для блогеров выступил Google: за $100 любой автор, включая делегатов и гостей съезда, мог получить доступ к системам обработки и передачи данных в режиме реального времени, включая письменные тексты, фотоматериалы, а также видео и аудиофайлы.

Партийные пресс-секретари отметили, что присутствие блогеров «расширяет возможности прямого общения с избирателями, а в 2008 году «были приложены все усилия, чтобы у людей, оставшихся дома, создалось ощущение присутствие и участия в работе съезда».

Обратной стороной присутствия блогеров на политических мероприятиях стали участившиеся скандалы, связанные с личной жизнью и неосторожными высказываниями как самих кандидатов, так и их сторонников, а также членов семей. Например, скандал вокруг семейной жизни губернатора Аляски Сары Пэлин раздули именно блогеры, которые стали муссировать слухи о том, что младший сын Пэлин на самом деле рожден не ей, а ее дочерью.

Еще одним успехом блогеров в 2008 году стала фраза, произнесенная одним из сторонников Барака Обамы. «Этот ураган доказывает, что Бог, похоже, на стороне демократов», — сказал он в беседе с другом, не зная, что их подслушивают. Цитата разнеслась по Интернету, и демократу пришлось извиняться за свои слова, хотя многие блогеры согласны — это высшие силы ставят препятствия на пути Джона Маккейна в Белый дом.

Во время президентской гонки в 2016 году американский видеоблогер Майк Дива опубликовал на своем YouTube-канале пародийный ролик о Трампе, снятый в стиле японской рекламы. Видео, выложенное в сеть 15 июня, за сутки посмотрели более 250 тысяч человек.
В ролике юная поклонница Трампа обретает суперсилу после его победы на выборах президента мира. Она летает по планете, где всюду присутствуют изображения с Трампом, а затем лично встречается со своим кумиром. Вместе они превращаются в огромного боевого робота и уничтожают Землю.

В Великобритании в преддверии досрочных парламентских выборов в 2019 году YouTube-блогер Кофи МакКала призвал молодежь участвовать в голосовании. Вместе с брендом уличной одежды EJDER он создал «агитационную» футболку и собственноручно раздал своим поклонникам. Надпись на футболке гласила: «Голосование — это бесплатно» (It’s free to vote), также на ней был напечатан большой QR-код, с помощью которого можно перейти на государственный сайт для регистрации избирателей.

Потенциальные участники и перспективы парламентской кампании 2021 года

Блогер Александр Харчевников в январе 2020 года провел эксперимент, который раскрыл личности его коллег, согласившихся на политическую рекламу. От вымышленного имени он разослал медийным персонам предложения прорекламировать поправки в Конституцию.

В итоге из 84 YouTube-блогеров, 29 Instagram-блогеров и 23 медиаплощадок на политическую рекламу согласились около 18%. Среди них — дизайнер Артемий Лебедев, блогер Эдвард Бил, а также авторы каналов Magic Five, «Дымоход», «Трудяга Таксист». Менеджеры блогеров Юрия Хованского и Михаила Литвина попросили связаться для уточнения условий сотрудничества. Вопрос, однако, в цене: некоторые из согласившихся предлагали высокую стоимость интеграции.

В январе 2021 года лидеры объединенной партии «Справедливая Россия — за правду» встретились с блогерами, с которыми обсудили цензуру в Интернете. Работа с блогерами давно уже стала для многих партий частью предвыборных технологий. «На блогерах логично „разминаться“, то есть потестировать, что из повестки телевизионных ток-шоу вообще не заходит, а что вызывает хоть какой-то отклик. Ну и плюс поучиться не только говорить, но и слушать аудиторию или хотя бы имитировать это слушание», — полагает политолог Михаил Виноградов.

Директор Центра политологических исследований Финансового университета при правительстве РФ Павел Салин также допустил, что СР в 2021 году привлечет блогеров к агитации.

«Миронову в рамках объединения с другими политическими силами обещано расширение финансирования, [и он] ищет сферы приложения новых бюджетов. Ясно, что блогеры за идею не работают, они работают по конкретному прайсу. Соответственно, чтобы добавить пул блогеров, нужно провести какие-то смотрины и все прочее. По сути, это демонстрация инфлюенсерам, что „Справедливая Россия“ при деньгах, и на выборах может стать для них выгодным заказчиком. Эта встреча — точно не то, что у нас принято называть „белым пиаром“, когда у нас каких-то инфлюенсеров пытаются взять на интерес — это именно смотрины: насколько и в какую цену они могут быть друг другу полезны», — отметил Салин.

Представители КПРФ в январе 2021 года также провели встречу с блогерами, однако в совершенно ином контексте: на встрече обсуждались вопросы дистанционного образования, возвращение московских школьников в стены школ на очное обучение, а также всероссийский эксперимент по внедрению «цифровой образовательной среды». О том, насколько КПРФ готова к внедрению своей агитации в блогосферу, можно судить по активности представителей партии в интернет-сообществах, которая является очень низкой.

ЛДПР также могут продвигать агитацию в блогах. В 2019 году блогер Хованский сообщил, что стал помощником депутата Госдумы от ЛДПР Василия Власова. «Разблокировано достижение „Добро пожаловать в ЛДПР“ — с этого дня я буду помогать самому молодому депутату работать с вами в Интернете и не только. Уже обсудили упрощение выдачи травматов и многое другое!», — написал тогда Хованский в  Twitter.

«Мне кажется, что такой видеоблогер как Юрий Хованский сможет донести до молодежи некоторые инициативы и нам помочь в нашем законотворческом процессе», — отмечал депутат.

Партия «Новые люди», которая будет участвовать в парламентских выборах, также планирует усилить присутствие в социальных сетях и медиа. Руководитель избирательной кампании «Новых людей» 2021 года Евгений Минченко сообщил, что вести работу с избирателями в регионах в партии не будут, а преодолеть пятипроцентный барьер она должна только за счет Интернета.

Кроме этого, «Новые люди» уже активно привлекали медийных персон к агитации в рамках региональной кампании в 2020 году.

«„Новые люди“ декларируют себя партией предприимчивых людей, партией позитивных и мирных изменений через здоровую конкуренцию. Впрочем, ждать другого от [лидера партии] Алексея Нечаева и не приходится: его компания входит в мировой топ-100 по продажам. И в этом бизнесе в принципе у Алексея 50 тыс. конкурентов, а партийной конкуренции у нас в стране их де факто 12», — написала в Telegram телеведущая Тина Канделаки в августе 2020 года.

Политтехнолог Леонид Дегтярев написал в Facebook, что его пригласили на партийный съезд.

«Сегодня пригласили на съезд партии „Новые люди“. Удивить меня новым политическим проектом уже сложно, но... у них получилось. И не только меня — интерес медиа к съезду огромный. Партия выдвигается на выборы в 12 регионах в сентябре. Идея господина Нечаева такова: взять успешных активных людей без политического опыта и привести их в политику. С этими самыми готовыми проектами. Без глобального замаха на мир во всем мире, а с конкретными — для города и региона», — сообщил Дегтярев.

Также про съезд написали политолог Армен Гаспарян, блогер Дарья Митина, публицист Максим Кононенко, журналист Сергей Минаев.

Политизация видеошерингового сервиса TikTok актуализировала тему политической рекламы в соцсетях. Провластные политтехнологи предлагают использовать сервис TikTok на выборах в Госдуму 2021 года, чтобы привлечь к голосованию аполитичную молодежь, а также для раскрутки слоганов кандидатов от власти в одномандатных округах и из списка единороссов в Госдуму. Слоганы — которые пока разрабатываются и еще не утверждены — превратят в хештеги, под которыми тиктокерам предложат размещать свои видео.

Блогеры все чаще будут задействованы в политических кампаниях, однако их эффективность до сих пор не очевидна. Как в силу размытости аудитории, так и в невозможности оценить конверсию такой политической агитации.
© 2008 - 2024 Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года, Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-82371 от 03 декабря 2021 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".