Новость
1834 17 февраля 2021 11:21

Блогеры на выборах в Госдуму 2021

В последние годы в российской блогосфере все чаще замечают политическую рекламу, а в год выборов в Госдуму ее должно стать еще больше. Как блогеров привлекали во время предыдущих избирательных кампаний, к чему это привело, и в чем будет заключаться специфика выборов 2021 года?

Предвыборные кампании 2011-2018 годов и голосование по поправкам в Конституцию

Кампания по выборам в Госдуму 2011 года была не столь заметна в сети. Интернетом на то время в России пользовалось мене половины граждан (49,3%), а постоянных пользователей соцсетями и блогами было еще меньше. Тем не менее уже тогда в блогах активно рекламировались партии «Яблоко» и «Справедливая Россия». Журналисты отмечали, что партия «Яблоко», в частности, трижды покупала топовое место в ЖЖ, а СР сосредоточила продвижение в Twitter.

С ростом интернет-аудитории увеличивалась и заинтересованность политических партий в представленности на популярных платформах. Кампания 2016 года запомнилась большим числом нестандартных ходов, которые применялись в сети.

Например, «Справедливая Россия» пыталась сыграть на популярности рэп-баттлов. В сети появилась серия мульт-роликов, в которых лидер партии Сергей Миронов под псевдонимом OxxxyMironov «баттлит» своих политических оппонентов. Ход оказался не вполне удачным, однако заметным. В сети появилось много мемов на этот счет.

Мемы в своей политической агитации активно использовала «Партия Роста» 

Однако в то время блогеры не были задействованы в интернет-кампаниях партий, которые пытались сыграть за счет собственного оригинального контента.

Ситуация начала меняться во время следующей крупной избирательной кампании. 18 марта 2018 года в России состоялись выборы президента, а в сентябре, в Единый день голосования, — региональные кампании различного уровня, в частности, выборы мэра Москвы. В период агитации в Интернете стали появляться ролики, в которых популярные блогеры призывали сходить на выборы, не агитируя за конкретного кандидата.

Все началось с ролика «Трек про выборы», который 6 марта опубликовал на YouTube блогер Даниил Комков, также известный как Komkozavr’a. На тот момент в его блоге было 477 тыс. подписчиков. Комков выпускал ролики с пранками и проверками кафе и магазинов, но в этот раз он опубликовал клип, в котором призывал прийти на выборы: «Всей страной приди и сделай главный выбор. Ну а кто будет следующим, решит страна, 18 лет, 18 марта, я ставлю галочку, выбираю президента, выбор тяжелый, но не сложней хайпкемпа, движением руки вершим мы правосудие, как будут жить наши потомки, что же с ними будет».

Когда подписчики обвинили Комкова в политической рекламе, он объяснил выход ролика участием в спецпроекте «Ленты.ру» под названием «Кто твой кандидат?», суть которого заключалась в том, что бы блогеры показали кандидатам в президенты, как должна выглядеть политическая реклама. Имена реальных кандидатов в президенты в этом проекте не фигурировали.

Аналогичные видеоролики в рамках проекта «Ленты.ру» выпустили блогер Юлик, известный своими пародийными роликами и обзорами, Стас Ёрник, у канала которого на тот момент было 148 тыс. подписчиков, Кузьма Гридин (1,5 млн подписчиков), видеоблогер Лиззка с 2 млн подписчиков, публиковавшая обзоры и рэп-треки.

Также ролик с агитацией участия в выборах разместил блогер Юрий Хованский, публиковавший обзоры пива и точек продажи шаурмы. Подписчики Хованского негодовали больше всего из-за политической рекламы в его блоге, после чего он удалил видео.

Управление по делам молодежи и социальным вопросам администрации города Хабаровска сняло серию предвыборных видео с участием местных блогеров. «18-го марта? Как-то нечестно вы придумали... Можно поставить только один лайк», — говорит в одном из видео бьюти-блогер Даша Усик, на аккаунт которой на тот момент было подписано 144 тыс. человек.

Два других блогера, Иван Вербицкий и Игорь Ковтун, в своих предвыборных роликах также призывали идти голосовать. Вербицкий в своем видео говорил: «Я отказался вести крупный корпоратив 18 марта за очень большие деньги. Потому что я нужен в другом месте».

А Ковтун в ролике сначала отжимается, а потом добавляет: «Сегодня были отжимания по плану, а 18-го подтянусь». Все посты опубликованы с хэштегом #МыИдемНаВыборы.

Подписчики блогеров, опубликовавших видеоролики на тему президентских выборов, стали обвинять их в «продажности» и «работе на Кремль», ставить дизлайки и отписываться. В комментариях подписчики возмущались, что рэперы рекламируют выборы, и называли своих кумиров предателями. Так, на клипе блогера Юлика поставили 95 тыс. дизлайков из 1,5 млн просмотров, Кузьмы — 65 тыс. из 1,7 млн просмотров, а Лиззки — 192 тыс. из 1,2 млн просмотров. Некоторые подписчики защищали блогеров, аргументируя это тем, что агитировать участвовать в выборах не плохо, ведь авторы каналов не призывали голосовать за кого-то определенного.

Блогеры Руслан Соколовский, Дмитрий Ларин, Моргенштерн, журнал «Ютубер» и другие выпустили ролики с критикой участников спецпроекта «Ленты.ру», назвав их «продажными», «проплаченными» и «кремлевскими», а видео — «прямой агитацией идти на выборы».

Перед выборами мэра Москвы в Интернете разгорелся еще один скандал с участием блогеров. Создатель раскрученного канала на YouTube Николай Соболев выпустил ролик, в котором говорил о положительных преобразованиях московского Парка Горького и столицы в целом. Он напомнил подписчикам, что вход в парк стал бесплатным, также в нем появилось множество комфортных зон для отдыха. Из контекста было понятно, что речь идет о Сергее Собянине.

Похожие ролики выпустили еще несколько блогеров, среди которых Тимур Сидельников, Lizzztv и Elli Di. Подписчики обратили внимание, что все они выпустили видео приблизительно в одно время, а текст в них был практически идентичный. Позже выяснилось, что они сотрудничают с одним рекламным агентством.

При этом сами авторы роликов не признают, что сознательно участвовали в агитационной кампании. В частности, Николай Соболев выпустил видео, в котором утверждает, что был обманут и получил от рекламного агентства заказ только на рекламу парка. О том, что он стал частью предвыборной кампании одного из кандидатов в мэры Москвы, Соболев якобы не знал.

Журналист Алексей Ковалев из проекта «Лапшеснималочная» заявил, что популярный комик Данила Поперечный также является автором серии предвыборных роликов в поддержку Сергея Собянина, а изготовлением агитационных материалов занималась студия, в которой работает Поперечный. По словам журналиста, комик написал к этим роликам сценарии.

В преддверии голосования по поправкам в Конституцию блогеры также стали призывать пользователей прийти на избирательный участок и проголосовать. Пост Ксении Бородиной набрал 205 тыс. лайков, а  запись телеведущей Леры Кудрявцевой — 59 тыс. лайков. Однако посты также собрали много негатива, после чего авторы публикаций закрыли возможность комментирования.

Причины неудачи

Эксперты считают, что, хотя политическая реклама — явление абсолютно нормальное, с ее реализацией часто возникают проблемы. Важно, чтобы политические взгляды самого блогера не противоречили тому, что он доносит до своих подписчиков. Инфлюенсер должен быть последовательным в своих высказываниях, ведь аудитория всегда замечает неискренность.

«Каждый блогер — это еще и гражданин. Блогер высказывает свое мнение, иногда за вознаграждение. Но важно помнить, что политика, как и футбол, любит последовательность. Нельзя сегодня признаваться в любви к ЦСКА, а через месяц за деньги сниматься в шарфе „Спартака“», — считает совладелец маркетингового агентства Fistashki Павел Таргашин.

Кроме этого, рекламные агентства редко могут похвастаться хорошим продакшеном, а кампании зачастую выливаются в «серию одинаковых постов, написанных словно под копирку», отмечает аккаунт-директор коммуникационного агентства «Апрель» Алиса Ковтун.

Блогеры, соглашаясь на политический заказ, также берут на себя риск потерять не только деньги и контракты, но и свой самый главный ресурс — доверие аудитории. Это показал кейс рекламного агентства Wildjam, которое прекратило сотрудничество с блогерами, ругавшими Алексея Навального за возвращение в Россию, так как они использовали одни и те же фразы.

«Очень грустно, что блогеры вписываются в такое. К сожалению, там есть и те, с кем мы сотрудничаем по брендовой рекламе», — написал глава Wildjam Ярослав Андреев в  Facebook.

По словам сооснователя коммуникационного агентства Co-Operation Ирины Шифриной, трендом последних лет является искренность и ответственность за свои слова и действия.

«Осознанный человек с живой аудиторией, которая подписана на него из-за определенных взглядов и мировоззрения, не будет транслировать чуждое ему мнение. Непоследовательный в своих действиях амбассадор почти никому не нужен: едва ли после этого вырастет его аудитория и количество рекламных контрактов», — добавила эксперт.

Зарубежный опыт

В США блогеры впервые появились на предвыборных съездах Республиканской и Демократической партий в 1996 году. В 2004 году республиканцы аккредитовали на свои мероприятия порядка 10 тыс. журналистов и всего 12 блогеров. В 2008 году ситуация резко изменилась. Помимо журналистов, работу съезда республиканцев приехали освещать около 300 блогеров. Аналогичная тенденция наблюдалась и на съезде демократов, а главным спонсором пресс-центра для блогеров выступил Google: за $100 любой автор, включая делегатов и гостей съезда, мог получить доступ к системам обработки и передачи данных в режиме реального времени, включая письменные тексты, фотоматериалы, а также видео и аудиофайлы.

Партийные пресс-секретари отметили, что присутствие блогеров «расширяет возможности прямого общения с избирателями, а в 2008 году «были приложены все усилия, чтобы у людей, оставшихся дома, создалось ощущение присутствие и участия в работе съезда».

Обратной стороной присутствия блогеров на политических мероприятиях стали участившиеся скандалы, связанные с личной жизнью и неосторожными высказываниями как самих кандидатов, так и их сторонников, а также членов семей. Например, скандал вокруг семейной жизни губернатора Аляски Сары Пэлин раздули именно блогеры, которые стали муссировать слухи о том, что младший сын Пэлин на самом деле рожден не ей, а ее дочерью.

Еще одним успехом блогеров в 2008 году стала фраза, произнесенная одним из сторонников Барака Обамы. «Этот ураган доказывает, что Бог, похоже, на стороне демократов», — сказал он в беседе с другом, не зная, что их подслушивают. Цитата разнеслась по Интернету, и демократу пришлось извиняться за свои слова, хотя многие блогеры согласны — это высшие силы ставят препятствия на пути Джона Маккейна в Белый дом.

Во время президентской гонки в 2016 году американский видеоблогер Майк Дива опубликовал на своем YouTube-канале пародийный ролик о Трампе, снятый в стиле японской рекламы. Видео, выложенное в сеть 15 июня, за сутки посмотрели более 250 тысяч человек.
В ролике юная поклонница Трампа обретает суперсилу после его победы на выборах президента мира. Она летает по планете, где всюду присутствуют изображения с Трампом, а затем лично встречается со своим кумиром. Вместе они превращаются в огромного боевого робота и уничтожают Землю.

В Великобритании в преддверии досрочных парламентских выборов в 2019 году YouTube-блогер Кофи МакКала призвал молодежь участвовать в голосовании. Вместе с брендом уличной одежды EJDER он создал «агитационную» футболку и собственноручно раздал своим поклонникам. Надпись на футболке гласила: «Голосование — это бесплатно» (It’s free to vote), также на ней был напечатан большой QR-код, с помощью которого можно перейти на государственный сайт для регистрации избирателей.

Потенциальные участники и перспективы парламентской кампании 2021 года

Блогер Александр Харчевников в январе 2020 года провел эксперимент, который раскрыл личности его коллег, согласившихся на политическую рекламу. От вымышленного имени он разослал медийным персонам предложения прорекламировать поправки в Конституцию.

В итоге из 84 YouTube-блогеров, 29 Instagram-блогеров и 23 медиаплощадок на политическую рекламу согласились около 18%. Среди них — дизайнер Артемий Лебедев, блогер Эдвард Бил, а также авторы каналов Magic Five, «Дымоход», «Трудяга Таксист». Менеджеры блогеров Юрия Хованского и Михаила Литвина попросили связаться для уточнения условий сотрудничества. Вопрос, однако, в цене: некоторые из согласившихся предлагали высокую стоимость интеграции.

В январе 2021 года лидеры объединенной партии «Справедливая Россия — за правду» встретились с блогерами, с которыми обсудили цензуру в Интернете. Работа с блогерами давно уже стала для многих партий частью предвыборных технологий. «На блогерах логично „разминаться“, то есть потестировать, что из повестки телевизионных ток-шоу вообще не заходит, а что вызывает хоть какой-то отклик. Ну и плюс поучиться не только говорить, но и слушать аудиторию или хотя бы имитировать это слушание», — полагает политолог Михаил Виноградов.

Директор Центра политологических исследований Финансового университета при правительстве РФ Павел Салин также допустил, что СР в 2021 году привлечет блогеров к агитации.

«Миронову в рамках объединения с другими политическими силами обещано расширение финансирования, [и он] ищет сферы приложения новых бюджетов. Ясно, что блогеры за идею не работают, они работают по конкретному прайсу. Соответственно, чтобы добавить пул блогеров, нужно провести какие-то смотрины и все прочее. По сути, это демонстрация инфлюенсерам, что „Справедливая Россия“ при деньгах, и на выборах может стать для них выгодным заказчиком. Эта встреча — точно не то, что у нас принято называть „белым пиаром“, когда у нас каких-то инфлюенсеров пытаются взять на интерес — это именно смотрины: насколько и в какую цену они могут быть друг другу полезны», — отметил Салин.

Представители КПРФ в январе 2021 года также провели встречу с блогерами, однако в совершенно ином контексте: на встрече обсуждались вопросы дистанционного образования, возвращение московских школьников в стены школ на очное обучение, а также всероссийский эксперимент по внедрению «цифровой образовательной среды». О том, насколько КПРФ готова к внедрению своей агитации в блогосферу, можно судить по активности представителей партии в интернет-сообществах, которая является очень низкой.

ЛДПР также могут продвигать агитацию в блогах. В 2019 году блогер Хованский сообщил, что стал помощником депутата Госдумы от ЛДПР Василия Власова. «Разблокировано достижение „Добро пожаловать в ЛДПР“ — с этого дня я буду помогать самому молодому депутату работать с вами в Интернете и не только. Уже обсудили упрощение выдачи травматов и многое другое!», — написал тогда Хованский в  Twitter.

«Мне кажется, что такой видеоблогер как Юрий Хованский сможет донести до молодежи некоторые инициативы и нам помочь в нашем законотворческом процессе», — отмечал депутат.

Партия «Новые люди», которая будет участвовать в парламентских выборах, также планирует усилить присутствие в социальных сетях и медиа. Руководитель избирательной кампании «Новых людей» 2021 года Евгений Минченко сообщил, что вести работу с избирателями в регионах в партии не будут, а преодолеть пятипроцентный барьер она должна только за счет Интернета.

Кроме этого, «Новые люди» уже активно привлекали медийных персон к агитации в рамках региональной кампании в 2020 году.

«„Новые люди“ декларируют себя партией предприимчивых людей, партией позитивных и мирных изменений через здоровую конкуренцию. Впрочем, ждать другого от [лидера партии] Алексея Нечаева и не приходится: его компания входит в мировой топ-100 по продажам. И в этом бизнесе в принципе у Алексея 50 тыс. конкурентов, а партийной конкуренции у нас в стране их де факто 12», — написала в Telegram телеведущая Тина Канделаки в августе 2020 года.

Политтехнолог Леонид Дегтярев написал в Facebook, что его пригласили на партийный съезд.

«Сегодня пригласили на съезд партии „Новые люди“. Удивить меня новым политическим проектом уже сложно, но... у них получилось. И не только меня — интерес медиа к съезду огромный. Партия выдвигается на выборы в 12 регионах в сентябре. Идея господина Нечаева такова: взять успешных активных людей без политического опыта и привести их в политику. С этими самыми готовыми проектами. Без глобального замаха на мир во всем мире, а с конкретными — для города и региона», — сообщил Дегтярев.

Также про съезд написали политолог Армен Гаспарян, блогер Дарья Митина, публицист Максим Кононенко, журналист Сергей Минаев.

Политизация видеошерингового сервиса TikTok актуализировала тему политической рекламы в соцсетях. Провластные политтехнологи предлагают использовать сервис TikTok на выборах в Госдуму 2021 года, чтобы привлечь к голосованию аполитичную молодежь, а также для раскрутки слоганов кандидатов от власти в одномандатных округах и из списка единороссов в Госдуму. Слоганы — которые пока разрабатываются и еще не утверждены — превратят в хештеги, под которыми тиктокерам предложат размещать свои видео.

Блогеры все чаще будут задействованы в политических кампаниях, однако их эффективность до сих пор не очевидна. Как в силу размытости аудитории, так и в невозможности оценить конверсию такой политической агитации.
Комментарии для сайта Cackle
16 февраля 2021 Новость
Госдума утвердила штрафы за иноагентов
 Госдума утвердила штрафы за иноагентов Госдума приняла закон об административных штрафах за нарушения законодательства об иностранных агентах, в том числе о физлицах-иноагентах. Второе и третье чтения законопроекта состоялись во вторник, 16 февраля. 
19 января 2021 Новость
Ударники кнопочных дел: как депутаты приняли сотни законов всего за 14 дней
 Ударники кнопочных дел: как депутаты приняли сотни законов всего за 14 дней Эксперты Центра политической конъюнктуры изучили, как депутаты Госдумы принимали законы во второй половине осенней сессии 2020 года. Выяснилось, что для того, чтобы принять большое количество новых законопроектов, депутаты жертвовали временем для их обсуждения.
19 января 2021 Анонс
Весенняя сессия Госдумы
 Весенняя сессия Госдумы 19 января состоится первое пленарное заседание из весенней сессии Государственной думы. Об этом говорится на официальном сайте нижней палаты парламента. Сама весенняя сессия начнётся 11 января с недели работы с избирателями, а закончится последняя сессия VII созыва 18 июля 2021 года.
© 2008 - 2021 НО - Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".