Бюджетное послание
Президент Владимир Путин назвал семь нерешенных проблем в российской бюджетной политике.
В представленном сегодня Бюджетном послании, текст которого опубликован на сайте Кремля, глава государства отметил ряд достижений в сфере российской экономики, среди которых - полное выполнение социальных обязательств, сохранение уровня жизни граждан в период кризиса, снижение госдолга и инфляции, исполнение бюджета 2011 года без дефицита.
Однако, как подчеркнул президент, в экономике сохраняется и ряд нерешенных проблем.
Первой проблемой Путин считает значительный нефтегазовый дефицит. Как отметил президент, российская бюджетная система находится в высокой степени зависимости от ситуации на мировых сырьевых рынках. «Из-за этого ограничены возможности для бюджетного маневра в целях существенного увеличения бюджетных расходов по направлениям, обусловливающим экономическое развитие страны, даже при понимании объективной необходимости этих расходов. При этом принятые бюджетные обязательства не могут быть существенно сокращены вследствие социальной направленности значительной их части», - заявил глава государства.
Во-вторых, как отметил Путин, структура бюджетных расходов не является оптимальной для стимулирования экономического развития. «Направляемых из бюджета средств на реализацию отвечающих потребностям экономического развития инфраструктурных проектов, проектов в сфере образования и науки, то есть в сферы, определяющие перспективный облик российской экономики, явно недостаточно», - считает президент.
Путин обратил внимание и на низкий уровень финансово-экономического обоснования решений, приводящих к новым расходным обязательствам. «Недостаточно качественной является оценка того, какие долгосрочные последствия будет иметь принятие новых обязательств для социально- экономического развития РФ, как оно будет связано с другими направлениями политики государства и какое влияние окажет на объем длящихся обязательств», - подчеркнул он.
Четвертой задачей Путин считает необходимость повышения эффективности осуществляемых бюджетных расходов, поскольку получаемый социально-экономический эффект несоразмерен объему израсходованных на те или иные цели средств.
Пятая проблема, по мнению президента, заключается в том, что межбюджетные отношения пока не в полной мере настроены на стимулирование региональных и муниципальных органов госвласти к созданию условий для предпринимательской и инвестиционной деятельности. «Высока зависимость региональных и местных бюджетов от финансовой помощи, поступающей из других бюджетов бюджетной системы РФ», - отметил Путин.
Путин также обратил внимание на то, что бюджетная политика во многом остается неясной для общества. По его словам, необходимость и суть решений и действий органов госвласти в этой сфере должным образом не раскрываются.
Седьмая проблема, по мнению президента, кроется в том, что в России не удалось избежать практики постоянных фрагментарных изменений налогового законодательства. «Даже при улучшении условий налогообложения для ведения предпринимательской деятельности это обусловливает необходимость постоянного отслеживания изменений и внесения корректив в планы финансовой деятельности, что вызывает дополнительные затраты, особенно у субъектов малого и среднего предпринимательства», - считает президент. «Постоянное ожидание таких изменений препятствует реализации долгосрочных инвестиционных проектов по причине низкой предсказуемости налоговых издержек при разработке бизнес-планов», - убежден Путин.
Помимо достижений и проблем, Путин также указал основные цели бюджетной политики.
В частности, по словам президента, необходимо повысить качество предоставляемых населению государственных и муниципальных услуг, прежде всего в таких сферах, как образование, здравоохранение и культура.
Кроме того, как отметил Путин, правительству нужно определиться с параметрами дальнейшего развития пенсионной системы, которые «должны обеспечить ее надежность и долгосрочную сбалансированность с учетом демографических изменений в структуре населения». «Правительство должно представить предложения по параметрам развития пенсионной системы не позднее сентября 2012 года. И эти параметры должны быть учтены в проекте бюджета на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов», - сказано в Бюджетном послании.
Говоря о налоговой системе, президент подчеркнул, что она должна быть настроена на улучшение качества инвестиционного климата, повышение предпринимательской активности, совершенствование структуры экономики и повышение ее конкурентоспособности. «Правительством РФ одобрены основные направления налоговой политики на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов, что позволяет обеспечить прозрачность и предсказуемость налоговой политики государства», - отметил Путин.
Отдельно глава государства подчеркнул необходимость обеспечить прозрачность и открытость бюджета и бюджетного процесса для общества. Для этого Путин предложил создать единый портал бюджетной системы России. «Портал должен быть доступен для населения и предоставлять возможность участия граждан в управлении бюджетным процессом», - отметил российский президент.
Бюджетное послание президента принимается правительством России за основу при подготовке проекта федерального бюджета.
Практика ежегодного направления Бюджетного послания премьер-министру и председателям палат Федерального Собрания существует с 2008 года.
Нынешнее послание стало для Путина первым после избрания на третий президентский срок.
Бюджетное послание вновь избранного президента - очень важный документ, который обозначает основные параметры и цели всей экономической политики страны.
В целом этот бюджет рассчитан на то, чтобы начать выполнять намеченные цели и задачи, которые были поставлены в одном из первых указов Владимира Путина «О долгосрочной экономической государственной политике в России».
Смысл этой политики состоит в том, чтобы перейти на внутренние источники роста, резко снизить зависимость от конъюнктуры мировых цен на энергоносители, которые до сих под продолжают очень серьезно вгонять нашу экономику в зону риска. При этом целью остается сохранение того уровня социальных обязательств, на который мы вышли в последние годы.
Задача стоит очень сложная. Выполнение поставленной задачи требует максимальной концентрации всех государственных ресурсов и четкого выбора стратегии.
Судя по тому, как спланирован этот бюджет и как расставлены приоритеты, Путин это прекрасно понимает. Включаются сюда и дополнительные факторы – такие, как вхождение России в ВТО, что резко осложнит положение ряда отраслей нашей экономики.
Существуют новые вызовы, которые требуют, чтобы экономическая перестройка шла ускоренными темпами.
Ключевым является и вопрос о пенсионной реформе. Нельзя не видеть главной опасной тенденции: сокращается количество работающих. Даже при том, что мы ставим задачу в течении 10 лет создания новых рабочих мест в районе 25 миллионов, все равно в ближайшие годы переломить объективную тенденцию не удастся. Пенсионная реформа превращается в один из ключевых моментов всей экономической политики.
Очень важно то, что бюджет в идеале должен быть бездефицитным или по крайней мере не превышать полтора процента ВВП - критическая цифра, которую обозначил Путин в своем выступлении. Это нужно обязательно поддерживать.
Судя по посланию, президент считает поставленные ранее цели и задачи выполнимыми. Но это потребует очень серьезной работы от всех звеньев правительства. Именно поэтому президент считает, что необходимо вводить новые критерии в оценке эффективности работы министров и остальных сотрудников в системе исполнительной власти.
Это очень правильное начинание. Самое главное, чтобы каждый чиновник понимал, что его существование на данном посту напрямую зависит от того, насколько точно и эффективно он действует в соответствии с намеченным правительством планом.
Я думаю, что это окажет стимулирующее действие на работу кабинета. Несмотря на то, что он очень серьезно обновился, есть некие инерционные традиции - а именно традиции какой-то безответственности, которая в прошлых кабинетах сказывалась иногда на работе. Владимир Путин хочет резко переломить эту ситуацию.
Задачи поставлены очень серьезные, и работать придется очень напряженно. Если кто-то не справляется, лучше найти достойную замену, чем ждать, пока дело будет провалено.
Основной целью документа является серьезное улучшение предпринимательской и экономической деятельности, особенно для высокотехнологичных производств с высокой добавленной стоимостью. Этому посвящены и основные инициативы положения Бюджетного послания, этому будет посвящена и налоговая политика российского государства в ближайшие несколько лет.
Важнейшей позицией документа является так называемый «налоговый маневр», который был объявлен еще в начале года. Суть его заключается в повышении нагрузки на сырьевой сектор, пропорциональном снижении налогового бремени для отраслей с высокой добавленной стоимостью.
Таким образом государство пытается стимулировать предпринимателей к производству высокотехнологичного продукта, а не поставке сырья и полуфабрикатов, как мы делаем сейчас. Без этого решения российская экономика останется очень серьезно зависимой от внешней конъюнктуры, и цены на нефть вкупе со стоимостью валюты Европейского союза и США будут диктовать российской экономике фактически основные, базовые экономические процессы.
Как показывает практика, именно у сырьевых стран самые серьезные падения и самые высокие взлеты. Стимулирование к развитию отраслей с высокой добавленной стоимостью должно стабилизировать российский рост (сделать его поступательным, более понятным) и минимизировать риски, связанные с падением в российской экономике.
Смягчение позволит долгосрочно спланировать рост для российских предпринимателей, сделает экономику нашей страны более понятной, в том числе и иностранным инвесторам.
Из ключевых стратегических предложений, которые ранее были озвучены и сейчас сформулированы, это, конечно, создание российского финансового агентства. Суть данной организации в том, чтобы консолидировать все ресурсы управления финансовыми инструментами Российской Федерации - прежде всего речь идет о суверенных фондах.
До этого времени эта система была достаточно разнородная. А теперь очевидно, что этим будет заниматься управляющая компания с профессиональными управленцами. Этот крайне необходимый для снижения рисков в случае неблагоприятной экономической конъюнктуры шаг.
Как показывает практика аналогичных фондов в Норвегии и Сингапуре, именно профессиональные управленцы должны обеспечить необходимую рентабельность вложений и фактически стабилизировать российские ресурсы, сделать их инвестирование более эффективным - как для российского бюджета, так и для российской экономики.
Фонды нефтегазовых стран делают ставку не только на сохранение стоимости своих инвестиций, но и на выгоду и прибыль для собственной экономики - это покупка высокотехнологичных активов, ценных бумаг, интересных российским инвестиционным компаниям.
Бюджетное послание Путина сформировано в строгом соответствии с той идеологией, которую Путин неоднократно анонсировал. Это идеология накануне кризиса, идеология максимальной жесткости, собранности, скромности бюджета. В то же время сохранена социальная направленность бюджета, все социальные обязательства повторяются и курс будет взят на их выполнение.
Кроме этого, для подготовки к новому глобальному кризису, который ударит по экономике, будут резервироваться значительные ресурсы. При том экономические институты не сокращаются, им дают возможность реализовываться.
Это не случайный бюджет, а сознательный, хорошо продуманный и рассчитанный расклад. На основе того опыта, который есть – позитивного и негативного – представлена осмысленная экономическая политика.
Эта бюджетная основа должна отвечать существующим вызовам. Во-первых, это вызов глобального экономического кризиса. Во-вторых, необходимость повышения жизненного уровня прежде всего слабых слоев населения – таких, как пенсионеры, бюджетники. В-третьих, это необходимость перехода от сырьевой модели к более высокотехнологичной. В-четвертых, необходимость смены идеологической парадигмы от рыночного монополизма к активной промышленной политике. Все эти направления в документе обозначены.
Очень важно, что Путин отметил в своем бюджетном послании необходимость повышения эффективности мер, которые убедят региональное муниципальные власти (а также и вообще весь бюджетный комплекс) стимулировать предпринимательскую активность. В свое время предполагалось, что законодательство будет стимулировать муниципальные и региональные власти к тому, чтобы они увеличивали собственные доходы. Однако, к сожалению, до сих пор мы не видим серьезного результата такой деятельности.
Хочется надеяться, что в особенности в непростой глобально экономической ситуации наши региональные и муниципальные власти, с одной стороны, будут иметь такую возможность в рамках общебюджетного процесса. А с другой стороны, будут сами мотивированы к тому, чтобы повышать возможности предпринимателей для занятия предпринимательской деятельностью.
К тому же очевидно, что социальные обязательства у нашего государства исключительно высоки. И более того, мы - фактически единственная страна, которая в рамках мирового финансового кризиса не только не уменьшила, но и увеличила свои социальные программы.
Понятно, что будет очень тяжело. Понятно, что рассчитывать только на нефтегазовые доходы не приходится. Конечно, нужно искать другие источники доходов. Понятно, что в этом смысле необходимо, конечно, увеличивать эффективность бюджетных расходов, и это является тоже одной из основных мыслей Бюджетного послания. Нам действительно нужно сделать бюджетные расходы более прозрачными, а самое главное – более эффективными.