Статья
3333 1 сентября 2015 11:12

Что дальше?

В последний день лета Верховная Рада 265 голосами приняла в первом чтении президентский законопроект о конституционной реформе. Президенту Украины пришлось заплатить за голосование самым серьезным кризисом внутри парламентской коалиции с момента ее существования.

Мало того, что ни одна из партий коалиции «Европейская Украина» не поддержала реформу в полном составе, а фракция «Самопомощь» обещала исключить из своих рядов пятерых депутатов, голосовавших за законопроект. Пятипартийная коалиция де-факто сжалась в двухпартийную в составе президентского «Блока Петра Порошенко» и «Народного фронта».

Накануне местных выборов Порошенко потерял поддержку партий, которые стремительно набирают популярность в опросах общественного мнения, – «Батькивщины» и «Самопомощи» – и смог опереться лишь на «Народный фронт» с рейтингом, колеблющимся в пределах 2-4%. С другой стороны, беспорядки в центре Киеве подтвердили решимость правых радикалов идти на конфликт с украинской властью, в том числе за пределами легального поля.

Читайте также Конституционная реформа по-киевски

Исход событий понедельника для всех участников пока остается неопределенным. Насилие на улицах может подарить Порошенко как новые козыри для консолидации поддержки политического класса вокруг проекта реформы в будущем, так и привести к дальнейшей гальванизации оппозиции. В любом случае, перспективы скорого принятия законопроекта во втором чтении теперь находятся под большим вопросом. Беспрецедентное политическое давление, которое оказывала президентская администрация на депутатов Рады, возможно, и вовсе поставило крест на получении необходимого большинства в 300 голосов. Чтобы найти недостающие 35 голосов, Порошенко придется убеждать кого-то из противников реформы. Для возвращения их в лагерь президента неизбежны уступки. Однако в законопроект нельзя вносить поправки, в противном случае процедуру реформы придется запускать с самого начала, включая повторное обращение в Конституционный суд.
 
Председатель Верховной Рады Владимир Гройсман высказался с осторожным оптимизмом, что до конца текущего года Верховная Рада Украины примет изменения в Конституцию. В понедельник появились сообщения, что поправки не будут ставиться на голосование до местных выборов 25 октября. Замглавы президентской фракции Игорь Кононенко уточнил, что во втором чтении изменения в Конституцию планируется рассмотреть в декабре. В свою очередь, член фракции «Народный фронт» Леонид Емец категорично заявил, что «300 голосов не будет, пока мы не будем контролировать границу». Наконец в понедельник вечером Порошенко увязал голосование по законопроекту во втором чтении с развитием ситуации на Донбасса и перенес финальное решение на конец года.

Отложенное голосование по Конституции стало промежуточным поражением украинского президента, которое рискует превратиться в его самое крупное политическое фиаско. Если голосование по реформе провалится в Раде, как справедливо опасаются в Киеве, это может вынудить Запад задуматься о пересмотре своего кредита доверия украинским властям.

Читайте также Мини-майдан на Украине не пошатнет позиции Порошенко

Настойчивость, с которой Порошенко шел на политический конфликт при проталкивании реформы, объясняется ее исключительно выгодным характером для украинского президента. Можно выделить по крайней мере три стратегических выигрыша украинского президента от принятых в первом чтении поправок в Конституцию.

Первый – подмена понятий. Поправки в Конституцию преподносятся Киевом как выполнение пункта 11 минского Комплекса мер от 12 февраля. Согласно тексту соглашений от Украины требуется проведение конституционной реформы «со вступлением в силу к концу 2015 года новой Конституции». Законопроект № 2217а «О внесении изменений в Конституцию Украины (относительно децентрализации власти)» вносит поправки в действующую Конституцию. Ни о какой новой Конституции Украины речи не идет. Конституционная реформа позволила Порошенко добиться подмены: вместо новой Конституции, принятой после проведения широкого внутриукраинского диалога, перераспределение властных полномочий внутри старого основного закона. С такой интерпретацией пункта 11 оказался согласен и Запад. Таким образом Порошенко добился исключения (или выгодной интерпретации) записанного в Минских соглашениях требования о переучреждении украинского государства.

Второй – отказ от предоставления особого статуса Донбасса. В теле Конституции не содержится положения о том, что Донецкая и Луганская области получают особый статус. Особенности осуществления самоуправления на этих территориях регулируются отдельным законом. Закон о предоставлении особого статуса действует три года, после его истечения он может быть заменен любым другим законом. Более того, закон может быть изменен или заменен в любое время. Для этого необходимо собрать простое большинство голосов депутатов Верховной Рады. Как следствие, Конституционная реформа дает возможность Порошенко смягчать или ужесточать свою позицию по Донбассу в зависимости от политических обстоятельств. Например, в случае эскалации конфликта и военных неудач Киева, Порошенко может пойти на изменение закона, предоставив Донбассу широкую автономию в качестве платы за мир. Напротив, в случае развития событий в пользу Киева глава государства может свести к минимуму какие-либо намеки на особый статус Донбасса. Подчеркнем, в обоих случаях президенту достаточно располагать простым большинством в парламенте.

Третий – усиление президентских полномочий. Президент получает новые рычаги власти, которые, с одной стороны, ослабляют влияние региональных элит, а с другой – позволяют главе государства более жестко контролировать ситуацию на местах. Поправки в Конституцию вводят должность префектов, которые назначаются президентом по представлению правительства, а также наделяют президента правом роспуска местных советов и приостановки их решений. В результате реформы президент фактически получает возможности для микроменеджмента ситуации на местах.

Читайте также Без лишних фантазий

Поскольку проведение конституционной реформы напрямую связано с выполнением Минских соглашений, можно выделить три сценария дальнейшего развития событий.

Сценарий 1. Ускорение – принятие поправок в Конституцию до местных выборов 25 октября. Несмотря на уступки оппозиции и перенос голосования на конец года, скорейшее принятие реформы в интересах Порошенко. Открытие третьей сессии Верховной Рады Украины восьмого созыва состоится 1 сентября. Законопроект о конституционной реформе может быть поставлен на голосование в любой момент, когда у президента будет 300 голосов. В случае быстрого и успешного голосования Киев может заявить, что выполнил политическую часть Минских соглашений, и потребовать от своих европейских и американских партнеров оказания большего давления на Россию с целью недопущения проведения на Донбассе местных выборов и начала переговоров о возращении Украиной контроля над границей.

 Сценарий 2. Затягивание – принятие поправок в Конституцию до нового года. Киев, скорее всего, будет вынужден согласиться на диалог о возможности пролонгации выполнения политической части Минских соглашений на 2016 год. Такой диалог с целью вывода переговорного процесса из тупика находит поддержку как в Москве, так и в Париже и Берлине. Вместе с тем у России появляется значительный временной лаг для оказания давления на Киев и дальнейшего убеждения Запада в неспособности украинских властей выполнять взятые на себя обязательства.

Однако следует понимать, что если Киев согласиться пойти на продление Минских соглашений на будущий год, республикам, со своей стороны, придется отказаться от проведения собственных местных выборов.

Сценарий 3. Провал – президент не находит 300 голосов для повторного голосования. Провальное голосование по Конституционной реформе станет самым крупным политическим поражением Порошенко. Правящая украинская элита будет обвинена в неспособности договориться между собой относительно критически важных условий сохранения собственного государства. Не исключено, что ради преодоления кризиса внутри коалиции и сохранения доверия со стороны Запада Порошенко может поставить вопрос о проведении досрочных парламентских выборов. Глава государства вынужден будет пойти на этот риск, чтобы попытаться укрепить большинство и сохранить участие Украины в Минском процессе и избежать новой большой войны.

Заместитель директора Центра политической конъюнктуры Олег Игнатов специально для «Актуальных комментариев»

Все материалы автора
© 2008 - 2024 Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года, Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-82371 от 03 декабря 2021 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".