Статья
1310 20 октября 2008 0:49

Д.Медведев в Ереване

20 - 21 октября Дмитрий Медведев по приглашению президента Армении Сержа Саргсяна посещает Ереван.  

Комментарии экспертов

Россия сейчас проводит ревизию своих внешнеполитических партнёров, потому что война в Грузии оказалась очень хорошей лакмусовой бумажкой для понимания, кто с кем и «кто есть ху», как говорил один известный политический деятель. В Армении в последние годы была непростая внутренняя политика, и многие предлагали отказаться от ориентации на Россию. Поэтому для России сейчас очень важно понять, насколько Армения сохранила пророссийскую ориентацию. Для Армении союз с Россией ещё более важен. Я уверен, что Азербайджан рано или поздно жёстко поставит вопрос о Нагорном Карабахе. Алиев, несмотря на то, что он имел 100%-ные шансы на победу, тем не менее использовал карабахскую тему в своей кампании. За последние несколько лет Азербайджан оказался в числе трёх первых стран по относительным расходам на оборону. На первом месте была Грузия – и чем это закончилось, мы прекрасно знаем. Ружьё уже висит на стене – вопрос, когда наступит тот последний акт, когда оно выстрелит.

Поэтому единственной страной, которая может «прикрыть» Армению, является Россия. США также, по крайней мере пока, пытаются удержать Алиева, полагая, что силовое решение карабахской проблемы сейчас не в их интересах. С этим, возможно, был связан тот холодный приём, который Алиев оказал Дику Чейни во время его визита в Азербайджан. Но Армения понимает, что рано или поздно вопрос о Карабахе будет поднят, и только на добрую волю США здесь рассчитывать нельзя. Что касается энергетического сотрудничества, то грядущее повышение цен на газ само по себе никак не повлияет на ситуацию, так как уже давно запланировано и озвучено. Кроме того, цена на газ для Армении и после повышения останется одной из самых гуманных на постсоветском пространстве. Несмотря на некоторое послевоенное торможение совместных проектов, Армения играет очень важную стратегическую роль для России в целом и для «Газпрома» в частности. Во-первых, «Газпром» контролирует газотранспортную систему Армении, имея самый высокий уровень присутствия среди всех постсоветских государств (сопоставимо в Белоруссии, где «Газпром» контролирует 50% местной газотранспортной сети). Но помимо контроля за распределительной сетью Армения важна как потенциальное транзитное государство для иранского газа. Все понимают, что рано или поздно Иран «откроется» для внешнего мира и выйдет из нынешней предвоенной ситуации, поэтому нужно быть первыми при планировании возможных путей транспортировки иранского газа в Европу.

Я бы отметил несколько составляющих визита Медведева. Первая составляющая, конечно, личностная – схема передачи власти в Армении была похожей на российскую, выборы были недавно, и многое из опыта Саргсяна интересно для Медведева, в особенности – яркие и резонансные шаги нового президента.

На второй и основной составляющей – внешнеполитической – стоит остановиться подробнее. На Армению определённое деморализующее влияние оказывает как понимание неготовности России чётко поддержать позицию Еревана по Карабаху, так и очевидное выравнивание отношений между Россией и Азербайджаном, происходящее в последние годы. Это позволяет армянским экспертам говорить о том, что, несмотря на традиционные связи России и Армении, дрейф последней в сторону США не исключён. С другой стороны, тема Карабаха является для Армении принципиальной, и в формулировке Мэтью Брайза (на днях он заявил о необходимости убедить Армению в необходимости исходить в переговорах по Карабаху из приоритета принципа территориальной целостности Азербайджана) позиция США для Армении неприемлема. Максимум, о чём может говорить Ереван – это возможность некоторого обмена территориями после длительного переговорного процесса. Нынешний Нагорный Карабах не тождественен Нагорно-Карабахской АО в составе Азербайджанской ССР, и некоторый размен там действительно возможен. Но это максимум, на что сегодня готов Ереван. Думаю, что США эту позицию понимают, поэтому мнение Брайза можно рассматривать как жест в сторону Баку, за которым ничего не последует.

Возможный дрейф Армении в сторону США с точки зрения Еревана не носит антироссийского характера. Однако Россия может, по крайней мере, отложить этот дрейф. Другое дело – вопрос целей, которыми руководствуется Россия. Россия переживает сейчас кризис политики на постсоветском пространстве, поскольку оказалось, что СНГ больше не является инструментом реализации интересов России на пространстве бывшего СССР. Ни одна из стран СНГ не готова поддержать позицию России по Грузии в полной мере. Поэтому Россия сейчас проходит стадию переосмысления своей политики в «ближнем зарубежье». Для Москвы есть выбор – либо разочароваться во всём и не идти ни на какие уступки (в этом была бы своя логика), либо, несмотря на ту фактическую изоляцию в СНГ, в которой оказалась Россия после «грузинской войны», всё же искать дружбу с теми союзниками, которых можно воспринимать как проверенных. Таковыми являются, прежде всего, Минск и Ереван.

В случае с Арменией крайне важно отметить, что Россия сняла с повестки дня вопрос об оценках Ереваном действий Москвы в Южной Осетии, поскольку в отличие от остальных республик постсоветского пространства жесткий нейтралитет Армении в данном случае– объективная необходимость. Единственная открытая граница, которая связывает республику с Россией – грузинская, вследствие чего даже косвенный намек на солидарность Еревана с Москвой в вопросе статуса Абхазии и Южной Осетии чреват ухудшением армяно-грузинских отношений.

При этом новое армянское руководство обладает способностью поддерживать баланс в отношениях с Россией и другими геополитическими игроками. Ереван уже заручился инвестициями, прежде всего, со стороны РФ. Но развитие российских предприятий в Армении как раз и упирается в проблему закрытого транспортного сообщения с Турцией и отсутствия железнодорожного пути в Россию через Грузию и территорию Абхазии. Поэтому для Армении сейчас важными представляются не столько российские инвестиции, сколько дипломатические усилия России в разблокировании коммуникаций (в частности, Транскавказской магистрали).

Со своей стороны, Россия ожидает долгосрочного пребывания Армении в геополитическом «лагере» ОДКБ. Однако при этом Ереван играет сразу на двух «полях»: будучи членом ОДКБ, страна обладает тем же уровнем партнерства с НАТО, что и Грузия (План индивидуального партнерства Армении с НАТО подписан в декабре 2005 года). Кроме того, Саргсян, еще будучи главой Минобороны страны, отправил армянский контингент в Ирак. Поэтому при новом армянском президенте следует ожидать дальнейшего крена Армении в сторону Запада (который, однако, не будет носить ярко выраженный характер, как в Грузии и Азербайджане). Это необходимо властям не только для международного баланса, но и для сохранения собственных аппаратных позиций, слабость которых выявилась по итогам президентских выборов.

Именно неудавшаяся попытка «цветной революции» в Армении стимулировала внешнеполитическую активность Еревана на альтернативных направлениях. В этой связи периодические «заигрывания» политиков Армении с Западом (например, недавнее заявление армянских парламентариев о необходимости форсировать процесс евроинтеграции страны) обусловлены набирающей рост оппозиционной активностью. Сторонники экс-президента страны Левона Тер-Петросяна по-прежнему на митингах настаивают на пересмотре итогов февральских президентских выборов. Лозунги оппозиционеров свидетельствуют о том, что подобного рода требования ориентированы, прежде всего, на западную политическую аудиторию.

Сегодня Россия сталкивается лицом к лицу с «оттянутостью» армянской проблемы. На самом деле, инициатива помочь Армении в её конфликте с Азербайджаном из-за Нагорного Карабаха исходила от тогдашнего военного министра Павла Грачёва, который принял такое решение из-за неясных личных симпатий вопреки тогдашним инструкциям, которые требовали от России ни в что не вмешиваться. Все эти годы постоянная поддержка Армении была для России большой проблемой, потому что в экономическом плане Армения для России значительно менее интересна, чем Азербайджан. Но несмотря на экономические интересы, Россия твёрдо поддерживала Армению. При этом сама Армения занимала достаточно двойственную позицию. Но здесь не следует подозревать Армению в каком-то коварстве – во всём виновато её зависимое географическое положение. С одной стороны она подпирается Азербайджаном, с другой стороны её подпирает Турция и Грузия, кроме того, она не имеет выходов к морю. В итоге она вынуждена постоянно лавировать между этими тремя силами. Поэтому, для неё крайне важными становится и позиция самой России, и позиция США и НАТО. Последние являются для неё некими гарантами того, что Турция не будет помогать Азербайджану, а США удержит Азербайджан от военных действий. А на Россию Армения рассчитывает как на обладателя серьёзной военной силы в регионе, которая может защитить её в случае необходимости.

В итоге, Армения ведёт себя подобно ласковому телёнку из пословицы, который сосёт сразу двух маток. Неприятным индикатором этого для России стала позиция Армении по вопросу о Южной Осетии и Абхазии, когда фактически именно по инициативе Армении было заблокировано совместное заявление стран СНГ. Россия рассчитывала на поддержку последних в вопросе о признании Южной Осетии и Абхазии, но именно позиция Армении позволила каждой из стран СНГ найти повод, чтобы не признавать их. Конечно, у каждой из стран СНГ были свои интересы, но формальный аргумент для этого подала именно Армения.

Что будет дальше? Я думаю, что сейчас Армения и армянские элиты будут продолжать играть в две руки: в одну - с Западом и США, в другую – с Россией. Армения едва ли пойдет на какое-то резкое сближение с Западом против России, но она достаточно ясно даст понять ей, что будет вести независимую политику.

© 2008 - 2024 Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года, Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-82371 от 03 декабря 2021 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".