Статья
1108 29 августа 2010 0:00

День против ядерных испытаний

29 августа мир впервые отметил Международный день действий против ядерных испытаний. Инициатива учреждения памятной даты принадлежит руководству Казахстана. Именно 29 августа 1991 года был закрыт  ядерный полигон в Семипалатинске, где всего было проведено 456 ядерных испытаний.

Генеральный секретарь ООН в своем послании по случаю первого Международного дня действий против ядерных испытаний отметил, что «сегодня, когда Казахстан ввел запрет на ядерное оружие и включился в деятельность по созданию в Центральной Азии зоны, свободной от ядерного оружия, Семипалатинск стал мощным символом, свидетельствующим о том, что мир без ядерного оружия возможен».  Слова генсека приводит радио ООН.

Пресс-секретарь главы ООН Мартин Несирки сообщил:

«В своем послании Генеральный секретарь заявил, что пришла пора закрыть все ядерные испытательные площадки и заняться ликвидацией ущерба, который был нанесен. Он также призвал обеспечить вступление в силу Договора о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний и избавить мир от ядерной угрозы».

Договор о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний был принят в 1996 году. Из 182 стран, подписавших соглашение, его ратифицировали 153 государства. Для того, чтобы Договор наконец вступил в силу его должны ратифицировать девять стран - Китай, КНДР, Египет, Индия, Индонезия, Иран, Израиль, Пакистан и США.

Комментарии экспертов

США лидером важного мирового разоруженческого процесса. И страна, которая завоёвывает лидерство в этом процессе, естественно, получает определённое количество политических дивидендов. Только та страна, которая имеет гигантское превосходство по ядерному оружию и всему остальному, может навязывать другим странам этот процесс сокращения ядерных вооружений.

Очевидно, что процесс разоружения – это некий политический процесс, сопровождающийся определённым усилением политического контроля над теми странами, которые в нем участвуют.
Второй стороной процесса является идея сплочения мира против тех стран, которые отказываются входить в этот процесс. Если Америка оказывается способной поставить все страны в этот общий ряд разоруженческого процесса, то те страны, которые в это не входят (это те страны, которые, наоборот, пытаются войти в ядерный пул), оказываются уже не просто соперниками США, а странами-изгоями международного сообщества в целом. Естественно, те страны, которые вовлечены в процесс разоружения, начинают испытывать гораздо более сложные чувства к тем странам, которые в этот процессе не вовлечены.

Америка тем самым добивается этих двух целей. Во-первых, сплочение значительной части мира вокруг себя и, с другой стороны, противопоставление этому миру тех государств, которые отказываются подчиняться воле Америки, международных инстанций.

Поэтому политически это очень разумный шаг со стороны американцев, который является классическим примером «мягкой власти», о которой нам долго говорили как об альтернативе жёсткому курсу.
 

Эта схема с окончательным и бесповоротным завершением использования ядерного оружия как элемента устрашения в международной политике и вообще как элемента военной силы того или иного государства ведёт свою историю как реальный политический тренд с конца 60-х, начала 70-х годов. Лидерами в этом вопросе были страны, которые занимают первую и вторую строчку по объёму арсеналов ядерного оружия. Тогда это были США и СССР, сейчас это Россия и США.

Понятно, что когда такие государства делают ставку на тему безъядерного мира, это не более чем политический ход, который ориентирован либо на ослабление своего противника, либо на политическую игру, целью которой является в последующем навязывание тому или иному контрагенту (как правило, этот контрагент – игрок из этой двойки) своей повестки дня.

Учитывая протяжённость всей этой истории безъядерного мира и достижения ядерного нуля (она тянется уже больше 40 лет), можно сказать, что это не элемент реальной политической деятельности, а скорее пропагандистское средство воздействия на международное сообщество с целью того, чтобы оно так или иначе играло по правилам игры, которые выдвигает тот или иной субъект, выступающий с этой темой.

Сейчас расширяется количество контрагентов, которые привлекаются для этой темы. Это показал и саммит по ядерной безопасности в Вашингтоне. То есть американцы уже апеллируют не только к России, но и к другим ядерным государствам: Китаю, Британии, а также к тем государствам, которые сейчас находятся частично вне правового взаимодействия по теме ядерных вооружений – это Индия и Пакистан.

Инициатором здесь являются США, которым это выгодно по целому ряду причин. Во-первых, это контроль над международной повесткой дня, в том числе по теме укрепления режима нераспространения ядерного оружия и т.д. Во-вторых, это возможность воздействовать на политические элиты других государств не только по оборонным, но и по политическим вопросам. В-третьих, это желание установить контроль над оборонными потенциалами.

В США сейчас идёт активная политика по пересмотру глобальной военной стратегии, в том числе по теме смещения основных средств боевого потенциала США с ядерных на безъядерные вооружения, которые были бы по своему разрушительному потенциалу не менее сильными. Естественно, им выгодно добиться уменьшения количества ядерных потенциалов других государств и себя в том числе, потому что они, в отличие от других стран, готовы вкладывать деньги в стратегические наступательные и оборонительные вооружения, которые будут уже не ядерные. А, например, у таких стран, как Россия, денег на это просто нет, чтобы провести масштабные реформы в своей системе стратегических оборонительных и наступательных сил.

Что касается темы ядерных отходов, то я думаю, что к этому привлекается меньше внимания международной общественности, потому что эта тема связана с ядерными отходами, полученными в том числе в результате деятельности гражданские объектов. Этот вопрос, как правило, находится на периферии в силу того, что, по мнению международного сообщества, в том числе ООН, он не так сильно влияет на международную конъюнктуру, то есть он не может в одночасье привести к ядерной войне. Эти отходы могут использоваться как грязное оружие в случае утечки и попадания в руки террористов.

Лишь ограниченный пул государств готов сегодня принимать эти отходы. Учитывая, что Запад, как правило, эти отходы не принимает, а если принимает, то в Германии, например, это вызывает бурные протесты «зелёных», понятно, что так как они не являются реципиентами всех этих вещей, им это особо и не интересно.

А тема Семипалатинского  полигона – это ещё одна возможность для того, чтобы надавить на те государства (в первую очередь, это Россия и Китай), которые воспринимаются США в качестве потенциальных противников в случае начала ядерной войны.

Другое дело, что здесь отдельным игроком выступает ООН. Они выступают самостоятельным субъектом по этому направлению, и достаточно объективно Почему это происходит? Потому что ООН сегодня ограничены в том, что касается формирования международной повестки дня по глобальным вопросам. И тема ядерных разоружений – это одна из тех немногих тем, где ООН может выступить самостоятельно, не ориентируясь ни на США, ни на Россию.

В силу этого ООН, будучи ограниченной в вопросах конкретной политики и в принятии предметных решений, приходится цепляться за эту тему и активно её развивать, так как она позволяет им самостоятельно выступать именно как субъект международных отношений в диалоге, в том числе с членами ядерного клуба и с другими государствами. И к их мнению так или иначе будут прислушиваться.
 

© 2008 - 2024 Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года, Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-82371 от 03 декабря 2021 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".