Статья
759 14 февраля 2012 18:46

Дискин: нужно, чтобы преподаватели ехали в регионы

Сегодня премьер-министр России Владимир Путин встретился с ректорами российских вузов.

«Разговор с ректорами – это продолжение статьи Путина "О справедливости", потому что высокие зарплаты ректоров при очень низкой зарплате в вузах, прежде всего, в региональных, вызывают вопрос о справедливости», - заявил сопредседатель Совета по национальной стратегии Иосиф Дискин в интервью «Актуальным комментариям».

Он пояснил, что «именно преподаватели учат студентов, именно преподаватели зарабатывают, что называется, вузу на кусок хлеба, а разница в зарплатах с руководством, действительно, разительная».

По словам Дискина, получается, что, по существу, ректоры сами устанавливают себе зарплату и «это нарушает всякую коллегиальность, подрывает этическую атмосферу вуза». «Этот вопрос должен быть отрегулирован. Никакой особой проблемы здесь нет», - добавил он.

Что касается идеи о том, чтобы молодые преподаватели, подготовленные в лучших вузах, ехали в регионы, то она - абсолютно правильная, убежден Дискин.

«Зачастую с этим просто беда», - отметил он. «Приходилось сталкиваться, что учат по представлениям двадцати-тридцатилетней давности, в то время как молодые преподаватели, которые прошли стажировку за границей, становятся частью мировой социальной науки», - пояснил эксперт.

По его словам, у нас «ситуация с социальными науками просто аховая». «Нужно, чтобы преподаватели ехали в регионы. Приезд двух-трех преподавателей в вуз просто меняет атмосферу», - убежден он.

По мнению эксперта, на эти цели должны существовать гранты. Таким преподавателям «ведь надо менять среду обитания, друзей, жить в непривычной среде», - отметил Дискин. «И ничего страшного, если эти преподаватели будут получать какое-то время зарплату выше, чем их коллеги в вузах», - добавил он. 

Однако, по мнению эксперта, важно, чтобы была и обратная связь. «То есть, эти преподаватели в течение трех-четырех лет должны оцениваться студентами (а не их коллегами-преподавателями, это понятно, как они их оценивают). Тех, кто не получает поддержки со стороны студентов, нужно лишать грантовой поддержки. И они сами пускай решают, возвращаются в Москву или куда-то еще», - рассказал Дискин.

«Сам процесс преобразования образовательной сферы – инерционный», - считает эксперт. По его словам, изменения в этой сфере происходят крайне медленно.

Кроме того, по мнению эксперта, «в предлагаемых мерах не хватает участия структур бизнеса в определении программ обучения». «Об этом много говорили в прошлом году, но в итоге это не сделано», - напомнил эксперт.

По мнению Дискина, важно, чтобы не только профильные министерства, которые занимаются прогнозом развития, но «и ассоциации бизнеса совместно вырабатывали профили подготовки специалистов и стандарты подготовки специальностей».

Эксперт убежден, что без этого дело не сдвинется, «особенно, по специальностям техническим и важным для экономики». «А по гуманитарным специальностям, по образовательным, нужно привлечение независимых экспертов», - считает он. «Все-таки еще очень отстают профили специальностей от реальной ситуации, от реальных запросов», - заключил эксперт.

Как писали «Актуальные комментарии», в ходе встречи с ректорами российских вузов Путин заявил о необходимости привлечь регионы к созданию программы грантовой поддержки молодых преподавателей вузов на местах.

«Идея в том, чтобы грантовую программу сделать для молодых преподавателей, молодых ученых с тем, чтобы наши молодые хорошие специалисты ехали в вузы по всей территории России» - сказал премьер.

По словам Путина, эту программу необходимо будет выстраивать всем вместе: правительство должно будет внести свою лепту, вузы должны будут поддержать, помощь необходимо оказать и со стороны региональных властей.

© 2008 - 2024 Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года, Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-82371 от 03 декабря 2021 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".