Статья
742 8 ноября 2010 10:06

Дмитрий Медведев подписал поправки, оптимизирующие закон «О Конституционном Суде Российской Федерации».

Дмитрий Медведев подписал федеральный конституционный закон «О внесении изменений в Федеральный Конституционный закон "О Конституционном Суде Российской Федерации"».

Изменения в закон направлены на оптимизацию процедуры конституционного судопроизводства в целях повышения ее эффективности.

Так, устанавливается возможность рассмотрения определенной категории дел в заседании Конституционного Суда РФ без проведения слушаний. В частности, предусматривается, что КС может в таком порядке проверять по жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан и по запросам судов конституционность закона, примененного или подлежащего применению в конкретном деле, если придет к выводу, что оспариваемые заявителем нормы аналогичны нормам, ранее признанным не соответствующими Конституции РФ постановлениями Конституционного Суда, сохраняющими силу.

Кроме того, устраняются положения, закрепляющие в качестве организационной формы конституционного судопроизводства рассмотрение и разрешение дел в заседаниях палат КС, уточняются и некоторые другие положения закона «О Конституционном Суде РФ».

Ранее суть документа пояснял первый зампред Госдумы РФ Олег Морозов. По его словам, законопроект направлен, в первую очередь, на оптимизацию организационных и процедурных начал работы Конституционного суда РФ, передавал парламентский корреспондент «Актуальных комментариев».

«Прежде всего, - сообщал Морозов, - из федерального конституционного закона “О Конституционном суде Российской Федерации” устранены положения, закрепляющие возможность рассмотрения дел неполным составом судей. Законопроектом устанавливается, что все вопросы, относящиеся к полномочиям Конституционного суда, рассматриваются только в заседаниях суда с полным составом судей. Такой подход позволяет устранить возможные коллизии в правовых позициях палат Конституционного суда, повысить авторитет его решений»
.
Вместе с тем, по словам первого зампреда Госдумы, в федеральный конституционный закон были введены новые нормы, позволяющие ускорить процесс судопроизводства путем установления процедуры рассмотрения определенной категории дел без проведения слушаний. «Речь идет о тех случаях, когда оспариваемые заявителем положения закона аналогичны нормам, ранее уже признанным Конституционным судом не соответствующими Конституции Российской Федерации, а подтверждение судом этого факта необходимо для устранения нарушений конституционных прав и свобод граждан в правоприменительной практике. В частности, в таком порядке может проверяться конституционность закона, примененного или подлежащего применению в конкретном деле, по жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан и запросам судов», - сказал Морозов.

Законопроект также предусматривает расширение перечня оснований для прекращения полномочий председателя, заместителей председателя, а также судей Конституционного суда, что повышает ответственность судейского корпуса за неисполнение или ненадлежащее исполнение своих должностных обязанностей.

«Полагаю, что одобрение Государственной Думой этого Федерального конституционного закона дополнительно укрепляет правовой фундамент государственной политики, направленной на повышение эффективности судопроизводства, ответственности судей и авторитета судебных решений», - резюмировал Морозов.

Практика работы Конституционного суда давно уже требует усовершенствования, заявлял глава комитета Госдумы по конституционному законодательству и госстроительству Владимир Плигин, давая свою оценку документу.

«Такого рода изменения потребовались в связи с необходимостью совершенствования практики работы Конституционного суда, - говорил Плигин, - за прошедшее время было накоплено довольно много материалов. Работа с этими материалами позволяет в целом ряде случаев выносить решения без организации слушаний. Таким образом, эти решения могут выноситься по аналогии с состоявшимися решениями. Это распространенная мировая практика».

«Хотел бы подчеркнуть, что за время своей работы Конституционный суд оказал фундаментальнейшее влияние на развитие многих правовых областей, совершенствование многих отношений внутри РФ и что особенно важно совершенствование федеративных отношений. В том числе в таких аспектах как понимание института суверенитета РФ», - заключил Плигин.

Депутат Госдумы Ирина Яровая также согласна, что внесенные изменения качественно улучшат работу Конституционного суда. «Ни в коей мере здесь не может быть даже теоретических опасений в пользу того, что изменения в законе создадут дополнительную волокиту. Напротив, если рассматривать все принципы, в соответствии с которыми работает Конституционный суд, и все нормы, которые распространяются на него, то уточнение в части того, что суд будет иметь возможность принятия к рассмотрению дел до завершения рассмотрения других, позволит с уверенностью говорить, что не только увеличится количество обращений в суд, но и увеличится реальная возможность ускорения рассмотрения дел для конкретных граждан и для уполномоченных органов», - заявила Яровая.

8 апреля 2024 Колонки
ИИ-тократия
 ИИ-тократия Ярослав Барыкин о перспективах использования искусственного интеллекта в политике
29 марта 2024 Новости  Британия в поисках стратегии Великобритания выпустила новую стратегию применения санкций, в которой, по словам экспертов британских аналитических центров, описывается ряд критериев принятия решений, а также излагается подход к смягчению непредвиденных последствий и юридических рисков. Также британские эксперты проанализировали военный потенциал Великобритании и пришли к выводу, что он не оптимизирован для сдерживания России, поэтому стране нужно принять масштабную программу перевооружения. 22 марта 2024 Новости  Дипфейки — новое политическое оружие Правительства, которые распространяют дипфейки за рубежом, сталкиваются с риском утраты доверия собственного населения к СМИ и другим источникам новостей, утверждает группа экспертов американского аналитического центра CSIS. Это, в свою очередь, облегчит противникам распространение дезинформации, а внутренним субъектам будет проще использовать дипфейк, чтобы подорвать доверие общества к правительству и повлиять на выборы, а также уменьшить поддержку вооруженных сил страны, предупреждают эксперты в докладе «Government Use of Deepfakes: The Questions to Ask». 
© 2008 - 2024 Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года, Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-82371 от 03 декабря 2021 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".