Статья
1547 15 августа 2024 16:25

Доктрина Байдена: особенности внешней политики президента США

Байден за время своего президентства «выполнил важнейшую задачу: перевел основу американской внешней политики с нездоровой зависимости от военного вмешательства на активную дипломатию, подкрепленную силой», отмечает почетный научный сотрудник, бывший президент американского аналитического центра Carnegie Endowment for International Peace* Джессика Мэтьюз в статье для американского журнала Foreign Affairs. В то же время у политики Байдена были и недостатки. «Актуальные комментарии» подготовили обзор экспертной статьи.

Вывод войск США из Афганистана был «стратегически выгодным». «Если бы Соединенные Штаты не ушли, потери американцев возобновились бы. С подачи Трампа слишком многие американцы помнят только несколько дней беспорядка в конце войны и забывают о годах неудач, которые им предшествовали. Они помнят о 13 американцах, погибших в самом конце, а не о 2 461 убитом и 20 744 раненых за годы до этого. Никаких стратегических потерь решение Байдена не принесло — скорее наоборот. Вашингтон не смог предугадать, как быстро рухнет кабульское правительство. Но значение этой неудачи меркнет на фоне успеха Байдена в осознании долгосрочных стратегических преимуществ вывода войск. „Это решение по Афганистану означает окончание эры крупных военных операций по переделке других стран“, — заявил Байден».

Отказ от войн с целью переделать другие страны стал главным достижением Байдена. «В наследии Байдена на сегодняшний день прослеживаются черты нового подхода, хорошо подходящего для современного мира. Самым важным среди них является решимость отказаться от войн с целью переделать другие страны и восстановление дипломатии в качестве центрального инструмента внешней политики. Это дипломатическое возрождение не обошлось без недостатков: оно не способствовало выработке последовательной глобальной экономической стратегии, в нем отсутствовала твердая приверженность нераспространению и контролю над вооружениями. Но оно явило миру страну, которая недвусмысленно оставила позади гордыню „однополярного момента“, последовавшего за холодной войной, доказав, что Соединенные Штаты могут принимать активное участие в жизни мира без военных действий или гегемонии».

Байден запретил военным США участвовать в украинском конфликте, но сосредоточился на поставках оружия. «С того момента, как Россия начала спецоперацию на Украине, Байден выступал за категорический запрет на участие в конфликте американских войск — обещание, которое он часто повторял и которое в значительной степени сдерживало общественное сопротивление активной поддержке Украины. Затем он распорядился о первоначально осторожном, но неуклонно растущем потоке оружия и денег».

Результаты политики Байдена на Ближнем Востоке разочаровывают. «Байден унаследовал политику администрации Трампа, которая, казалось, достигла значительного успеха. В рамках так называемых Авраамских соглашений Израиль нормализовал отношения с Бахрейном, Марокко, Суданом и Объединенными Арабскими Эмиратами. Эти соглашения воплотили в себе мнение о том, что если арабским странам дать правильные стимулы, то они смогут заключить мирные соглашения с Израилем, даже не решая судьбу палестинцев. Но пока администрация США пыталась присоединить к соглашениям важнейшее государство региона, Саудовскую Аравию, правительство Нетаньяху изгоняло палестинцев со все большей территории Западного берега, чтобы освободить место для израильских поселений, а 7 октября 2023 года группировка ХАМАС воспользовалась отчаянием палестинцев, чтобы оправдать чудовищный теракт, ставший самым страшным днем в истории Израиля».

Байден пренебрег программами нераспространения ядерного оружия. «В дипломатии Байдена отсутствуют последовательные усилия по продвижению контроля над ядерным оружием и его нераспространения — удивительное упущение, учитывая его открытое отстаивание обеих целей во время его карьеры в Сенате и вице-президентства. Замедление в первые дни работы администрации нанесло серьезный и, возможно, фатальный ущерб перспективам решения самого важного на сегодняшний день вопроса распространения: что делать с иранской ядерной сделкой, официально известной как Совместный всеобъемлющий план действий (СВПД). В 2018 году Трамп вывел Соединенные Штаты из соглашения, которое Иран соблюдал и которое было с таким трудом достигнуто. Но назначенцы Байдена, пытаясь доказать, что они так же жестко относятся к Ирану, как и их критики-республиканцы, заняли столь агрессивно антииранскую позицию на слушаниях по утверждению их кандидатур в Сенате, что в Тегеране и Вашингтоне создалось впечатление, что они не очень-то верят в СВПД. К тому времени, когда это удалось выяснить, узкое окно возможностей убедить Тегеран в том, что администрация все еще хочет возобновить сделку, закрылось».

Отношения с Китаем стали более стабильными. «Теперь есть по крайней мере фундамент, на котором можно строить новые отношения, хотя Тайвань остается источником напряженности, которому и Вашингтон, и Пекин уделяют слишком мало внимания. Но количество новых партнерств и экономических, геополитических и военных соглашений в Азии, а также плотность новых и восстановленных связей свидетельствуют о том, чего может добиться целеустремленная дипломатия».

Байден продолжил торговый протекционизм Трампа. «Байден сохранил и в некоторых случаях повысил тарифы, которые Трамп ввел на импорт из Китая. Он резко сфокусировал тарифы в основном на высокотехнологичной и экологически чистой энергетической продукции и повысил их эффективность с помощью различных запретов на экспорт, санкций и субсидий, чтобы стимулировать внутреннее производство и замедлить развитие китайского технологического сектора. Он также работал над координацией таких шагов с европейскими союзниками и другими странами. Тем не менее, тарифы — это плохая экономическая политика: они регрессивны, приводят к инфляции и вызывают ответные меры».

* Деятельность организации признана Минюстом нежелательной на территории России
© 2008 - 2024 Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года, Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-82371 от 03 декабря 2021 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".