Статья
1704
27 ноября 2014 14:55
В Думе хотят создать список нежелательных организаций
Депутаты Государственной думы предлагают создать список иностранных организаций, деятельность которых нежелательна на территории России, сообщает газета «Известия».Авторами соответствующих поправок в законодательство являются депутаты Александр Тарнавский из «Справедливой России» и Антон Ищенко из ЛДПР. «Необходимо <...> предотвратить возникновение предпосылок для осуществления <...> иностранными организациями на территории Российской Федерации деятельности, представляющей угрозу основополагающим ценностям российского государства», — говорится в пояснительной записке к законопроекту.
Планируется, что пополнением списка займутся Генпрокуратура, МИД и Минюст в случае обращения правоохранительных органов.
Лица, причастные к деятельности на территории России такой организации, будут привлекаться к административной ответственности (штраф от 10 тысяч до 100 тысяч рублей), а в случае повторного совершения подобного правонарушения — к уголовной (штраф от 300–500 тысяч рублей или лишение свободы от 2 до 8 лет).
По словам Александра Тарнавского, такая профилактическая мера призвана остановить враждебную деятельность по отношению к России. Он уточнил, что закон будет распространяться как на деятельность тех компаний, которые уже работают в России, так и тех, кто «хочет пристроиться к антироссийской истерии, чтобы поиметь свои дивиденды». По его мнению, в новый список нежелательных организаций могут также попасть ряд иностранных НКО.
Одобрение инициативе депутатов уже высказали в Верховном суде и правительстве России.
Комментарии экспертов
Я не уверена в необходимости включения в эту борьбу прокуратуры, потому что все-таки полномочия Минюста достаточно большие, и, наверное, их могло бы хватить. Но я здесь не вполне компетентна с правовой точки зрения.
Что касается актуальности инициативы, учитывая международную обстановку, учитывая отношение к России, к российским деятелям, и общественным, и политическим, и учитывая то, что мы наблюдаем в последнее время, я бы в большей степени старалась защищать наших граждан за рубежом вместе с МИДом и прокуратурой, чем работать с организациями, которые здесь.
Но, тем не менее, мировая практика показывает, что почти все страны стараются отслеживать деятельность зарубежных представительств, организаций, и относятся к ним с большим вниманием, особенно в период таких политических обострений, какие есть сейчас.
Поэтому причина, по которой к этой теме вернулись депутаты, понятна — это те геополитические обстоятельства, в которых мы находимся. По форме исполнения пока мне сказать что-нибудь сложно.
Мне казалось, что МИДа и Минюста достаточно, но если прокуратура с точки зрения надзорного органа нужна им в качестве непосредственного приводного механизма действия по отношению к этим организациям, то, может быть, это и оправдано. Не знаю, насколько это поможет, но может быть, это придаст уверенности российским властям, что они ситуацию хотя бы изнутри страны контролируют.
Мне, как я уже говорила, в большей степени кажется, что нужно выстраивать защиту наших граждан за рубежом и нужно вернуться сейчас к этому разговору, к реестру НКО иностранных агентов, потому что все-таки суровость этого документа компенсируется его выборочным исполнением. А на фоне таких событий как сейчас в мире, все-таки опора на внутренние гражданские ресурсы власти принципиальна.
Поэтому да, оберегая внутреннюю политику от каких-то вторжений негативного характера, нужно усиливать контроль. С другой стороны, важно поддерживать тот неправительственный сектор России, который готов посодействовать в такой ситуации власти и гражданам.
Что касается актуальности инициативы, учитывая международную обстановку, учитывая отношение к России, к российским деятелям, и общественным, и политическим, и учитывая то, что мы наблюдаем в последнее время, я бы в большей степени старалась защищать наших граждан за рубежом вместе с МИДом и прокуратурой, чем работать с организациями, которые здесь.
Но, тем не менее, мировая практика показывает, что почти все страны стараются отслеживать деятельность зарубежных представительств, организаций, и относятся к ним с большим вниманием, особенно в период таких политических обострений, какие есть сейчас.
Поэтому причина, по которой к этой теме вернулись депутаты, понятна — это те геополитические обстоятельства, в которых мы находимся. По форме исполнения пока мне сказать что-нибудь сложно.
Мне казалось, что МИДа и Минюста достаточно, но если прокуратура с точки зрения надзорного органа нужна им в качестве непосредственного приводного механизма действия по отношению к этим организациям, то, может быть, это и оправдано. Не знаю, насколько это поможет, но может быть, это придаст уверенности российским властям, что они ситуацию хотя бы изнутри страны контролируют.
Мне, как я уже говорила, в большей степени кажется, что нужно выстраивать защиту наших граждан за рубежом и нужно вернуться сейчас к этому разговору, к реестру НКО иностранных агентов, потому что все-таки суровость этого документа компенсируется его выборочным исполнением. А на фоне таких событий как сейчас в мире, все-таки опора на внутренние гражданские ресурсы власти принципиальна.
Поэтому да, оберегая внутреннюю политику от каких-то вторжений негативного характера, нужно усиливать контроль. С другой стороны, важно поддерживать тот неправительственный сектор России, который готов посодействовать в такой ситуации власти и гражданам.
3 апреля 2024
Анонс
Отчет правительства в Госдуме
3 апреля планируется выступление Мишустина
в Госдуме с ежегодным отчетом о работе правительства.
28 февраля 2024
Новости
Ужесточение законодательства об иноагентах: что изменится
Госдума в третьем чтении приняла законопроект,
который вводит запрет гражданам и компаниям размещать рекламу на ресурсах иноагентов. Подробнее о новой норме — в нашем материале.
14 февраля 2024
Анонс
Выступление Лаврова в Госдуме
14 февраля глава МИД РФ Лавров выступит
в Госдуме в рамках «правительственного часа».