Статья
3524 16 сентября 2021 13:10

Двойные стандарты: как США защищали свои выборы

Крупные IT-корпорации активно сотрудничали с властями США в 2016-2018 годах в целях защиты суверенитета американских выборов и предотвращения внешнего вмешательства в процесс голосования. Они декларировали готовность выполнять требования закона, а также создавать условия для защиты национальных выборов. «Актуальные комментарии» вспомнили позиции американских корпораций и рассмотрели их применимость к выборам в Госдуму РФ, которые стартуют уже завтра и также подвергаются атакам извне.

Борьба с «российским влиянием»

Первые обвинения США в адрес России относительно вмешательства стали появляться еще во время президентской гонки Хилари Клинтон и Дональда Трампа. Помимо сообщений о кибератаках и хакерах, возникли новости, о том, что Москва якобы помогла победить республиканцам, используя Reddit, Facebook и Twitter. В частности, CNN привел в качестве примера ряд фейковых новостей, которые распространялись через платформы. Например, в соцсетях появились сообщения о том, что некоторые приближенные Клинтон занимались педофилией, а также сама кандидат от демократов страдает заболеваниями мозга и имеет психиатрические проблемы. Обвинения в адрес России привели к беспрецедентной политической кампании по повышению суверенитета американских выборов.

После слушаний старший научный сотрудник Центра кибербезопасности и внутренней безопасности Университета Джорджа Вашингтона Клинтон Уоттс отметил, что в США был создан серьезный прецедент использования соцсетей для влияния на мнение избирателей. Такими методами могут воспользоваться «худшие режимы мира», сказал он.

В связи с этим он предложил внедрить подтверждение личности на всех подобных платформах, чтобы предотвратить создание фейковых аккаунтов. Помимо этого, Уоттс выступил за пересмотр системы работы с рекламой.

В частности, сенаторы Марк Уорнер, Эми Клобушар и Джон Маккейн также разработали законопроект «о честной политической рекламе» (Honest Ads Act), который должен был снизить иностранное влияние на американский политический процесс. Согласно документу, IT-компании должны раскрывать данные тех, кто собирается приобрести рекламу на сумму более $500. Кроме того, отмечалось, что соцсети должны подчиняться тем же требования, что ТВ и радио.

«Россия попыталась повлиять на президентские выборы 2016-го, купив и разместив политическую рекламу на платформах Facebook, Twitter и Google. Содержание и покупатели этих онлайн-объявлений остаются загадкой для общественности из-за устаревшего законодательства, которое не поспевает за развитием технологий», — указал Уорнер.

В свою очередь глава Комитета Палаты представителей по вопросам судопроизводства Джеррольд Надлер заметил, что ни власти, ни общественность не знают ничего о том, как происходит модерация контента на платформах.

«Google входит в число доминирующих компаний в этой области. Таким образом, учитывая широкое использование и доверие общественности к ее продуктам и услугам, возникают законные вопросы относительно политики и практики компании, в том числе в отношении модерации контента и защиты конфиденциальности данных пользователей. Например, мы должны изучить, что делает Google, чтобы помешать враждебным иностранным державам использовать его платформу для распространения ложной информации, чтобы нанести вред нашей политической повестке дня <...> Важно знать, что делает Google для защиты конфиденциальности и безопасности данных своих пользователей», — сказал он.

Между тем замдиректора Amnesty Tech Джо Уэстби указал, что проблема вмешательства существует из-за того, что соцсети решают все вопросы самостоятельно, не сотрудничая с властями. В этой связи для начала необходимо решить проблему обособленности IT-гигантов.

«Бездействие государств по всему миру, которые предоставили этим технологическим гигантам возможность саморегулироваться, позволило их платформам вырасти до таких масштабов, при которых вредоносный контент может распространяться как лесной пожар. Конгресс не должен поддаваться ложным обещаниям Big Tech. Он должен устранить первопричины — необъяснимые алгоритмы и основную бизнес-модель, основанную на инвазивном наблюдении и профилировании пользователей», — подчеркнул он.

Сенатор Эла Франкена вообще предложила крупным платформам запретить получать деньги за рекламу в рублях и северокорейских вонах. Другие же политики заметили, что сейчас IT-компании владеют огромным количеством персональных данных, которые отдельные лица или компании могут использовать во вред.

Позиция IT-компаний

В свою очередь представители платформ отметили, что готовы противостоять иностранному вмешательству. Они пообещали работать над повышением прозрачности соцсетей, а также улучшить правила своих сервисов.

«Мы считаем, что на нас лежит ответственность за предотвращение неправомерного использования наших платформ, и мы относимся к этому очень серьезно. Компания Google была основана с целью упорядочить мировую информацию и сделать ее общедоступной и полезной. Злоупотребление инструментами и платформами, которые мы создаем, противоречит этой миссии. Мы обязуемся работать с Конгрессом, правоохранительными органами, другими представителями нашей отрасли и неправительственными организациями, чтобы усилить защиту выборов, обеспечить безопасность пользователей и помочь в борьбе с дезинформацией» — подчеркнул старший вице-президент по глобальным вопросам, главный юридический директор в Google Кент Уолкер.

В свою очередь главный операционный директор Facebook Шерил Сэндберг добавил, что компания готова информировать Сенат обо всех действиях, которые она будет предпринимать для борьбы с иностранным влиянием.

«То, что произошло в ходе избирательного цикла 2016 года, неприемлемо. Любые попытки использовать нашу платформу для вмешательства в выборы противоречит всему, за что выступает Facebook. Люди приходят на Facebook каждый день, чтобы вести подлинные разговоры и делиться информацией, а не для того, чтобы быть обманутыми или введенными в заблуждение», — сказал он.

Кроме того, в этом году в The New York Times появилась информация о том, что Facebook собирается создать совещательную комиссию по выборам в разных странах, в которые войдут независимые эксперты. Ряд источников подчеркнули, что такой шаг позволит платформе избежать критики в предвзятости, в которой компанию часто обвиняют участники выборов.

По данным издания, комиссия будет решать вопросы, связанные с размещением политической рекламы, ее корректности, а также распространением фейковых новостей. Ожидается, что Facebook объявит о создании комиссии осенью этого года в рамках подготовки к промежуточным выборам 2022 года.

То есть IT-корпорации шли на контакт с властями, признавали требования, основанные на законах США, а также обещали работать над повышением безопасности избирательного процесса. С похожими требованиями администрации популярных сервисов Google, Apple, Facebook и других сталкиваются и в России.

Требования России к IT-гигантам

15 сентября Сергей Лавров призвал Вашингтон к ответу, отметив, что в России нашли серьезные доказательства вмешательства в избирательный процесс, которые впоследствии были переданы американскому послу. Часть данных касались отказа западных соцсетей удалить запрещённый контент со своих платформ. Ранее Роскомнадзор подтвердил, что Google не убирает до 30% ссылок, которые нарушают российское законодательство.

В связи с эти Совфед вызвал на заседание комиссии по госсуверенитету представителей Apple и Google.

«Решено вынести на обсуждение комиссии вопросы, связанные с вмешательством со стороны американских цифровых платформ в выборы в Государственную Думу РФ. На данное мероприятие приглашаются официальные представители Google и Applе», — отметил сенатор Андрей Климов.

В частности председатель комиссии Госдумы по расследованию фактов вмешательства иностранных государств во внутренние дела России Василий Пискарев заметил, что иностранные платформы игнорируют российское законодательство, показывая, что «за их спиной вся мощь США». По его словам, им проще заплатить штрафы, чем сотрудничать с властями. Например, Facebook оштрафован уже на 85 млн рублей.

«Ответом на это могут стать жёсткие поправки в законодательство об ответственности как компаний-нарушителей, так и менеджеров, ответственных за их работу в России. Мы видим это одной из приоритетных задач Государственной Думы VIII созыва», — подчеркнул Пискарев.

Российские власти чаще всего предъявляют иностранным платформам три основных требования: ограничивать противоправный контент, локализовать данные пользователей на территории РФ и открыть свои представительства в России.

В период избирательной кампании особо остро встал вопрос незаконной политической рекламы и агитации, а также распространение экстремистских материалов посредством западных сервисов, администрации которых не препятствовали этому даже после получения решения российских судов и введения многомиллионных штрафов.

Что касается локализации данных пользователей на территории РФ, то необходимо, чтобы государство могло следить за условиями их использования. Например, российская полиция в таком случае сможет отреагировать на жалобы граждан, если те заявит о незаконном распространении персональных данных в зарубежных соцсетях.

Кроме того, в этом году Госдума приняла закон, который обяжет с 1 января 2022 году зарубежные компании открывать свои филиалы в России. Нормы коснутся информационных ресурсов, суточная аудитория которых составляет более 500 тыс. российских пользователей. Такие представительства станут своеобразным каналом взаимодействия, которые будут представлять интересы зарубежных фирм. Помимо этого, ресурсам необходимо зарегистрировать личный кабинет на сайте РКН и использовать его для взаимодействия с госорганами.

«Исполнения трех этих нехитрых требований вполне достаточно для установления прямых коммуникаций между IT-ресурсом и российской стороной (органы власти, юрлица, пользователи). Такой диалог крайне необходим», — рассказал Александр Хинштейн.

Российские власти не требуют того, что администрации крупных IT-корпораций не делали в США и других западных странах. Российские власти призывают исполнять российские законы, что, если верить заявлениям высокопоставленных сотрудников иностранных компаний, полностью соответствует их ценностям.
28 декабря 2021 Новости
Данилин: В 2021 году несистемная оппозиция окончательно себя дискредитировала
 Данилин: В 2021 году несистемная оппозиция окончательно себя дискредитировала Главный итог уходящего года — тектонические изменения в среде несистемной оппозиции. Об этом сообщил директор Центра политического анализа и социальных исследований Павел Данилин, выступая на круглом столе «2021. Политические итоги года».
27 декабря 2021 Новости
«Единая Россия» провела успешную кампанию на выборах в Госдуму: Чеснаков об итогах 2021 года
 «Единая Россия» провела успешную кампанию на выборах в Госдуму: Чеснаков об итогах 2021 года «Единая Россия» в ходе прошедших парламентских выборов показала убедительный результат для стабильности власти и политической системы. Об этом заявил руководитель научного совета Центра политической конъюнктуры Алексей Чеснаков, выступая на круглом столе «2021. Политические итоги года». По его словам, значительный успех партии принесла поддержка Владимира Путина. 
4 октября 2021 Новости
Памфилова: ЦИК будет судиться с авторами фейковых новостей о выборах
 Памфилова: ЦИК будет судиться с авторами фейковых новостей о выборах ЦИК будет подавать в суд на авторов публикаций, которые распространяют фейковую информацию о выборах и российском избирательном процессе. Об этом сообщила Элла Памфилова. По ее словам, таких исков будет немало, а ЦИК уже определила первого кандидата.
© 2008 - 2024 Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года, Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-82371 от 03 декабря 2021 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".