Статья
1438 28 сентября 2017 15:57

Эксперты оценили «новое поколение» губернаторов

Экспертный институт социальных исследований (ЭИСИ) совместно с научно-исследовательским центром «Особое мнение» представили доклад, посвященный выборам, состоявшимся 10 сентября. Эксперты оценивают программы губернаторов, которые победили на выборах, их избирательные кампании, их особенности и новые политические тренды на территориях.

Один из главных выводов — избранные губернаторы близки друг другу, несмотря на разницу в возрасте.

«Несмотря на различия в возрасте и предшествующих биографиях, избранные главы оказались представителями одного политического поколения, командой людей, разделяющих общие подходы и картину миру», — говорится в докладе.

Авторы исследуют «язык» интервью, слоганы агитационных материалов и содержание программ.

Акцентируется внимание на том, что «старожилы» и «новички» губернаторского корпуса использовали обороты, которые способствовали порождению мемов, интересных образов и ярких шуток. «Такие образы четко маркируют интенции новых губернаторов и отражают их картину мира», — отмечается в докладе.

 Приводятся и конкретные примеры. Так, глава Марий Эл Александр Евстифеев в День космонавтики заявил на заседании республиканского правительства, что «из космического у нас только долги», а губернатор Калининградской области Антон Алиханов пообещал сделать Калининград «конфеткой мирового масштаба».

Прослеживается и единый подход у губернаторов разных поколений и по части наружной агитации. Большинство из них отказались от билбордов, констатируют авторы доклада. Отмечается также, что большая часть губернаторов отказались от символики «Единой России» в своей агитации. Сохранили ее главы семи регионов — Мордовии, Удмуртии, Белгородской, Рязанской, Саратовской областей и Севастополя. Кандидаты от парламентской оппозиции, напротив, активно опирались на партийные бренды, используя символику и образы партийных лидеров в агитационной продукции.

В агитационном лексиконе губернаторов делался упор на «презентацию образа будущего» для региона. Этому тренду соответствовали слоганы многих губернаторов. В качестве примера приводится слоган политического старожила Евгения Савченко — «Через перемены к новому качеству жизни».

Для «молодых технократов» были характерны «трехсоставные слоганы». Отмечается, что в них превалирует слово «порядок» («Порядок. Развитие. Результат.» — в А.О.Парфенчиков в Республике Карелия, «Закон. Порядок. Работа.» — в А.А.Евстифеев в Республике Марий Эл, «Контроль. Порядок. Дело.» — Д.Ю.Миронов в Ярославской области). Авторы доклада отмечают, что это стало ответом на общественный запрос, прежде всего, тех регионов, в которых особенно актуальна антикоррупционная повестка. В слоганах также часто употребляется слово «развитие», что соответствует современным политическим трендам.

Анализируя агитационную кампанию, авторы доклада приходят к выводу, что формат дебатов сходит на нет, так как они перестали быть защитой программы и обменом мнениями.

Отмечается, что в агитационный период главы регионов ориентировались не на проведение массовых мероприятий, а на рабочие встречи, как правило нацеленные на «решение конкретных вопросов».

Авторы доклада отмечают, что оппозиция в основном выступала не с проактивной повесткой на перспективу, а с критикой назначенцев.

Авторы доклада также отмечают, что избранные губернаторы позиционируют себя командными игроками, которые готовы отдавать все силы и время работе.

«Что характерно, избранные главы — трудоголики, требующие полной отдачи в работе от себя и членов своей команды», — говорится в докладе. Приводятся примеры, подтверждающие этот вывод. Так, глава Марий Эл Евстифеев «поселился не в загородной резиденции, а в городе», а на вопрос журналистов об отношении к алкоголю ответил: «На протяжении последних нескольких месяцев я работаю без выходных — семь дней в неделю». А глава Севастополя Дмитрий Овсянников говорил, что после назначения на должность и. о. губернатора «стал еще динамичнее, чем в Москве»: «Постоянно находишься в рабочем режиме, в тонусе».

Отмечается, что способность работать в таком графике, выкладываться «по полной» — первое требование к членам команды. «Вообще, идея команды и командной работы ясно прослеживается у новых глав регионов. Другими наиболее характерными требованиями к ее членам является профессионализм, наличие собственного видения и мнения, ответственность и порядочность», — пишут авторы доклада.

Подчеркивается, что «молодые технократы» активно используют новые технологии как в агитации, так и в работе.

«Открытость власти и готовность к диалогу стали на прошедших выборах не декларацией намерений — они нашли современные технологические решения, как в ходе непосредственной работы врио на территории, так и в рамках планирования — составления стратегий развития регионов совместно с их жителями», — отмечается в докладе.

Подчеркивается, что использование социальных сетей, онлайн-приемных, видеоконференций становится общепринятой практикой, одним из элементов фирменного стиля управленцев нового поколения.

Оценивая предвыборные программы победивших на выборах губернаторов, эксперты отмечают, что делалась ставка на повышение качества жизни. Акцентировалось внимание на программах различных социальных слоев — для молодого поколения, для пенсионеров, для жителей сельской местности.

Не исключено, что это стало одним из эффектов использования «зеленой папки» (Владимир Путин перед выборами приезжал на встречи с назначенными врио с подшивкой жалоб и обращений, полученных в ходе «прямой линии» 15 июня от жителей региона).

По мнению экспертов, что кадровые перемены в губернаторском корпусе проходили по общей модели, в рамках общего подхода, по четко обозначенным критериям — необходимости соответствовать современным политическим реалиям и вызовам, быть эффективными и работоспособными.
Автор:
© 2008 - 2024 Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года, Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-82371 от 03 декабря 2021 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".