Статья
2248 15 апреля 2022 14:18

Экстремизм в интернете: этапы радикализации и привлечение финансирования

Интернет предоставил экстремистским сообществам простой и эффективный способ привлечения новой аудитории. Группа экспертов американского аналитического центра Rand Corporation опубликовала доклад, в котором выделила этапы работы экстремистов в Интернете и методы привлечения финансирования. Также они ответили на вопрос, как доступность экстремистского контента в Интернете влияет на поведение последователей в офлайне.

Пять этапов работы экстремистов в интернет-пространстве, которые выделили авторы доклада: финансирование; создание сообществ и координация; вербовка и радикализация; передача знаний между группами и внутри групп; мобилизация к действию. 

Промежуточные действия этих этапов: краудфандинг, продажа товаров, создание, распространение и хранение текстовых, видео- и визуальных учебных материалов, содействие межгрупповому сетевому взаимодействию, трансляция сообщений на глобальную аудиторию, планирование и реклама онлайн и офлайн акций. К онлайн акциям относятся такие методы как кибербуллинг или доксинг — практика раскрытия частной или идентифицирующей информации о человеке без его разрешения для унижения, делегитимизации, угроз или иного наказания членов экстремистских сообществ в Интернете.

Помимо традиционных площадок, таких как социальные сети, вербовщики стали использовать менее очевидные способы привлечения финансирования. Среди них — платформы розничной торговли в Интернете и архитектура обработки платежей для получения средств за счет продажи товаров через таких посредников, как eBay, Amazon и Etsy. Экстремисты также могут получать финансирование от услуг по прослушиванию музыки (например, Spotify или iTunes), которые служат двойной цели — сбору средств и распространению радикальных идей. Авторы доклада приводят в пример некоторые ультраправые атаки, которые финансировались самими исполнителями, отчасти потому, что они требовали мало ресурсов и осуществлялись через децентрализованные сети или отдельными лицами, действующими в одиночку.

Виртуальное взаимодействие может способствовать принятию радикальных убеждений и повлиять на склонность отдельных пользователей к насилию. Об этом свидетельствуют судебные протоколы, интервью и опросы членов экстремистских сообществ и другие эмпирические анализы индивидуальных путей радикализации, отмечают авторы доклада. Они пришли к выводу, что соцсети и другие коммуникационные интернет-технологии играют важную роль в формировании политической поляризации, а также в распространении ложной информации и усилении теорий заговора. По их словам, знакомство с экстремистскими сообществами и контентом в Интернете может способствовать принятию радикальных норм, идей и поведения. Эксперты также отмечают, что исследование, основанное на широкомасштабном аудите 30 925 видео, размещенных на 349 каналах (и примерно 72 млн связанных с ними комментариев) обнаружило доказательства того, что «пользователи последовательно мигрируют от более мягкого к более экстремальному контенту».

Неизученных вопросов в этой области всё ещё остается достаточно много, поэтому необходимо проводить дальнейшие исследования, призывают авторы доклада. Например, мало внимания уделяется тому, как интернет-пользователи проходят промежуточные этапы процесса радикализации? Как человек переходит от знакомства с экстремистскими материалами в Интернете к индоктринации этих убеждений и действиям в соответствии с ними офлайн? Какой процент пользователей Интернета взаимодействует с экстремистскими сообществами онлайн, но никогда не участвуют в мероприятиях офлайн? Какие факторы мотивируют или сдерживают этот процесс принятия решений? Чем объясняется различия в скорости радикализации отдельных лиц? Всё это требует дополнительного изучения, заключают авторы доклада.
© 2008 - 2024 Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года, Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-82371 от 03 декабря 2021 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".