Статья
4119 25 мая 2021 9:11

Это только начало: эксперты о запрете белорусским авиакомпаниям летать в Европу

Страны Евросоюза приняли решение запретить белорусским авиакомпаниям использовать воздушное пространство европейских стран. Кроме этого, в отношении белорусских физических лиц и организаций будут приняты дополнительные санкционные меры. Такие решения приняты на саммите глав ЕС по итогам обсуждения «угона» гражданского самолета Ryanair и задержания белорусского оппозиционера Романа Протасевича.

«Саммит призывает всех базирующихся в ЕС перевозчиков избегать перелетов через Белоруссию, а также поручает Совету ЕС принять необходимые меры для запрета белорусским перевозчикам полетов в воздушном пространстве Евросоюза и закрыть доступ в аэропорты ЕС для рейсов, которые осуществляются такими авиакомпаниями», — говорится в итоговом заявлении.

Это решение вступит в силу после того как его утвердят в Совете ЕС на уровне министров.

После инцидента с самолетом Ryanair Европа пытается «купить» Белоруссию: глава Еврокомиссии Урсула фон дер Ляйен заявила, что у ЕС есть инвестиционный пакет в €3 млрд, который будет направлен в Белоруссию, когда она станет демократической.

Между тем Белоруссия и сама может закрыть Европе транзитные пути в Азию, при этом нужно учитывать, что там находится большая логистика европейских продуктов, отмечает директор по научным программам Германо-российского форума Александр Рар.

«Белоруссия в очень слабой позиции. Если другим сильным государствам это позволено, то в случае Белоруссии какая-то реакция будет. Запрещать перелеты через Белоруссию — это, в первую очередь, вредить себе. Исчезнет возможность летать в том числе и в Россию рейсами, проходящими через белорусскую территорию, — пострадают западные бизнесмены и российская сторона», — отметил Рар.

Военный корреспондент Александр Коц уверен, что санкции за задержание Протасевича еще впереди.

«Сначала будут санкции за его арест, потом — за предъявление нового обвинения, которое предполагает смертную казнь (думаю, у белорусских властей хватит на это упорства), потом — за приговор... Это бесконечная мыльная опера, и санкционное бремя Белоруссии неизбежно ляжет и на Россию. Хотелось бы взаимности какой-то. Для начала — признания Крыма и запуска прямого авиасообщения Минск-Симферополь», — написал Коц в Telegram.

Ирландия, где зарегистрирована авиакомпания Ryanair, или Литва, куда летел лайнер, могут обратиться в Международный суд ООН в Гааге, но тот в лучшем случае просто установит факт нарушения Чикагской конвенции, считает эксперт, юрист Антон Именнов. Чикагская конвенция исходит из добросовестности государств-участников, а основным принципом современного воздушного права является безопасность международной гражданской авиации. «Поэтому требовать компенсации формально не за что: пока не доказано иное, Белоруссия заботилась о жизнях пассажиров рейса Ryanair», — объясняет юрист.

На практике же невозможно не доказать, что ситуация с вынужденной посадкой в Минске была сконструирована для задержания Протасевича, отмечает эксперт в области воздушного права Олег Аксаментов. По его словам, вполне достаточно сообщения о заминированном воздушном судне, чтобы обеспечить безопасную внеплановую посадку самолета в аэропорту.
© 2008 - 2024 Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года, Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-82371 от 03 декабря 2021 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".