Статья
694 24 февраля 2009 0:01

Ежегодное обращение Обамы

Президент США Барак Обама впервые обратится с ежегодным обращением «О положении страны» к Конгрессу США. Это обращение можно назвать аналогом российского послания президента к Федеральному собранию. Ожидается, что в этом выступлении Обама сосредоточится на вопросах преодоления финансового-экономического кризиса и изложит основные содержательные моменты и приоритеты своей экономической программы. Одной из провозглашённых задач на первый срок президентства может стать сокращение бюджетного дефицита США. Кроме того, Обама в выступлении затронет и вопросы внешней политики – операцию США в Афганистане, другие вопросы военно-политической деятельности США, в том числе, создание системы ПРО.

Комментарии экспертов

О плане Обамы по помощи американской экономике на сумму 787 миллиардов долларов всем хорошо известно. Между тем, для всех вменяемых экономистов (да и неэкономистов тоже) очевидно, что одно только вливание новых денег в экономику не может и не должно быть единственным средством преодоления того системного кризиса, в который зашла мировая экономика «под руководством» американской. Со стороны представителей как ФРС, так и администрации США всё чаще можно слышать ритуальные заклинания, призванные реабилитировать и объявить рабочей ту модель, которая не только уже умерла – но которую уже давно со слезами похоронили. Руководство страны, считающей себя главной в мире, и в экономике продолжает мыслить старыми категориями,  передвигая на финансовой «карте боевых действий» давно уничтоженные армии и дивизии. Мировую экономику пытаются лечить заговорами.

Апофеозом экономического знахарства стал недавний призыв госсекретаря США Хиллари Клинтон к китайскому руководству покупать американские казначейские облигации, обеспеченные «заслуженной финансовой репутацией США». В тот период, когда министерства финансов и центробанки мира задумываются о возможной инфляции доллара вследствие масштабных денежных вливаний, а значит – и о возможности продажи части хранимых в своих ЗВР американских казначейских облигаций, представители американской администрации вместо вменяемого экономического анализа (и прогноза) предлагают мантры и прочие средства из арсенала магов.

Очень бы хотелось – хотя вероятность этого исчезающе мала – услышать от новоизбранного президента США более конкретные и системные предложения по реформе американской экономики, выходящие за пределы дипломатичных заявлений о необходимости совместными усилиями бороться с кризисом (как будто есть кто-то в мире, считающий, что может справиться с мировым кризисом в одиночку, или не считающий, что с ним вообще нужно бороться) и дальнейших планов вливаний слабообеспеченной валюты в экономику и на финансовый рынок. Определённую надежду по этому поводу зароняют предложения ЕС по усилению регулирующих институтов на мировых финансовых рынках. За усиление регуляции и ответственности крупнейших финансовых игроков выступает и наша страна.

Как европейские и российские предложения могут повлиять на администрацию Обамы? Сейчас перед США встаёт выбор – либо продолжать «упорствовать в ереси», но при этом столкнуться и с отказом государств от доллара и американских казначейских обязательств, и с региональным дроблением мировой валютной системы, либо пойти на определённые самоограничения, подтверждая ответственность, по крайней мере США как государства, за здоровье мировой экономики. Первый путь, как и всё гибельное, очень прост. Второй путь требует более вдумчивой работы с мировыми лидерами, а главное – частичного отказа от сверхдержавной спеси и желания «царствовать и всем владети». Возможно, выступление Обамы хотя бы в небольшой степени позволит ответить на вопрос, к какому из возможных путей склоняется новая американская администрация.

Выступление не будет полностью декларативным. Обама взял на себя крест, и теперь он должен его нести. Поэтому он должен будет заявить о каких-то прорывных вещах во внутренней или внешней политике. Он может вновь подтвердить идею о крупном сокращении стратегических наступательных вооружений и снятие вопроса с ПРО в обмен на аналогичные встречные шаги со стороны России и оказание помощи США в давлении на Иран. Могут появиться идеи по поводу Китая, если не о создании «большой двойки», то хотя бы о более тесном сотрудничестве Китая и США – в том числе, по борьбе с кризисом.

Во внешнеполитической части «послания» можно ожидать и региональную тему, тему взаимодействия в пределах североамериканского континента. В апреле состоится новая встреча президента США с премьер-министром Канады и президентом Мексики. В этом контексте Обаме важно подтвердить намерение продолжать региональное партнёрство в рамках Северной Америки, развивать североамериканскую зону свободной торговли. Здесь ему нужно будет выдвинуть энергетический проект – по крайней мере, он может ещё раз попытаться закатить этот шар.

Во внутренней политике основная тема, конечно же – борьба с кризисом, поддержка экономики и социальных программ. Недавно Обама заявил о намерении снизить бюджетный дефицит США в два раза за время своего президентского срока. Но реально в период кризиса добиться этого невозможно. За счёт чего это можно сделать, когда США увеличивают группировку в Афганистане и пока не сокращают в Ираке? За счёт социального пакета бюджета? Как можно уменьшать дефицит бюджета при выполнении таких масштабных программ антикризисной помощи экономике? Отказ от программ помощи экономике означает обрушение ряда отраслей экономики, в том числе автомобилестроения. Сокращение в 2 раза дефицита сейчас вообще не представляется возможным.

В своё время снижение дефицита бюджета уже объявлялось перспективной целью – во время президентства Клинтона. Действительно, Клинтон, придя у власти 20 января 1993 года и выдвинув такую идею, в конце концов добился бездефицитного бюджета в 1997 году. Но тогда в США был экономический подъём. Сейчас не только нет подъёма, но государство остаётся единственным институтом, который может поддержать экономику и социальную сферу.

© 2008 - 2024 Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года, Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-82371 от 03 декабря 2021 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".