Комментарий
2302 19 мая 2023 9:25

F-16. Быть или не быть?

Аркадий Недель философАркадий Недель

Аркадий Недель
философАркадий Недель
Если вопрос с поставками на Украину танков — Leopards 2 и Abrams — решался долго, и для этого пришлось переломить через колено канцлера Шольца, то на просьбы Зеленского о самолетах F-16 следовали два (пока) вполне категорических «нет»: первый  — от того же Шольца, второй — от Байдена. Если первый сказал это мимоходом, отвечая на вопрос репортера где-то на лужайке перед Белым домом, то канцлер Германии высказывался о своем решении неоднократно. Это, конечно, не гарантирует вечный запрет на поставки F-16, и ситуация может измениться, но на сегодняшний день этот самолет-истребитель «визы» на Украину не получил.

Почему? Для того, чтобы попытаться ответить на этот вопрос, следует понять, что из себя представляет запрашиваемый самолет. F-16 — это легкий истребитель 4-го поколения машин такого типа, оснащенный аэродинамической системой, силовой установкой, бортовым оборудованием и вооружением на борту, которые его заметно отличают с лучшей стороны от своих предшественников. В военном арсенале США он находится уже давно, с 2018 года модернизированные версии производятся на экспорт. Среди технических инноваций этот самолет также отличается завидной унификацией деталей сборки, его двигатель F-100 считается самым передовым в своем классе, и он был еще установлен на F-15, при этом является целиком взаимозаменяемым. Этот класс американских истребителей, разработка которых началась в середине 1970-х, возник как противовес советским МиГам (МиГ-23, МиГ-29), которые по своим характеристикам были лучшими истребителями эпохи.

Интеллектуальный костяк, начавший работать над «F-ами», образовался из «Бойцовской мафии» (Fighter Mafia), как они себя называли, — группы военных экспертов, инженеров и гражданских, действовавшей в 1960-х—1970-х гг. в США. Среди особо выдающихся «мафиози» были оборонные аналитики, такие как Том Кристи, Чак Майерс, и американский математик и инженер французского происхождения Пьер Спрей (1937-2021), которого можно назвать «отцом» самолета F-16. Спрей был крайне критически настроен по отношению к F-15, всячески подчеркивая его недостатки, такие, как «недостаточная маневренность, скорость, ненадежность и дороговизну», что в конечном счете и убедило Пентагон дать «зеленый свет» его апгрейду. Спрей, к слову, был убежденным «анти-радаристом», чем вызвал на себя немало критики со стороны других экспертов — он считал, что в войнах будущего использование радара не только излишне, но и опасно. Радар — выдает самолет.

Американцы (НАТО) активно использовали F-16 в 1999 году во время бомбежек Югославии, благодаря чему полностью контролировали воздух, он также использовался во время операции «Буря в пустыне» в 1991-м против иракского вторжения в Кувейт. Позже, в 2003-м, этими самолетами осуществляли ковровые бомбардировки уже самого Ирака. Конфликты, в которых F-16 отлично проявил свои бойцовские качества, измеряются многим десятками за последние сорок лет (речь идет о разных поколения этой машины).

Разговоры о том, что США не хотят поставлять Украине самолет по причине его «особой сложности», сомнительны. Еще в 2019-м журнал Popular Mechanics среди его качеств отмечает «простоту в обращении, относительно невысокую цену, удобство в обслуживании двигателя», а в новейшей версии к этому нужно прибавить еще и откидное кресло для снижения аэронагрузок для пилота. Словом, не машина, а мечта.

Далее, в военной стратегии есть такое понятие, как Anti-Access/Area Denial«, или A2/AD — «ограничение (воспрещение) доступа в определенную зону», когда противнику перекрывается путь куда-то, где он знает, что может понести неадекватные потери. Образуется своего рода пространство сдерживания, «смертельная зона». Уже в первой фазе российско-украинского конфликта обеим сторонам в известной мере удалось организовать такие зоны, и каждая из сторон была вынуждена действовать на так называемой «оперативно-тактической глубине», т. е., когда пилотируемые самолеты не могли залетать в стратегически важные зоны противника.

Самолеты F-16 используют специальные, высокоточные системы оружия, в том числе — или в первую очередь — AGM-88 HARM — высокоскоростную противорадиолокационную ракету. Она способна наводиться на высокочастотные радиолокационные станции, так же ракету можно навести на объект, задав его параметры, причем как до вылета самолета, так и в процессе самого полета, даже с возможными корректировками, если это нужно, непосредственно после запуска. Такие ракеты США использовали в Персидском заливе в 1991-м, а до того — в апреле 1986 года их опробовали в Ливии, во время операции «Каньон Эльдорадо», якобы из-за поддержки Муамаром Каддафи «международного терроризма» (в ходе бомбардировок тогда погибло несколько десятков мирных граждан, включая, по сообщениям ливийских СМИ, грудную дочь самого Каддафи). С началом СВО американцы предоставили Украине AGM-88 для поражения российских систем ПВО и, что интересно, ракеты применялись ВСУ с советских самолетов МиГ-29.

Очевидно, что F-16 сегодня может быть использованы как часть системы ПВО, так и анти-ПВО, и их наличие с большой долей вероятности способно пробить брешь в A2/AD одной из сторон конфликта. Это один аспект проблемы. Другой — воздушные бои между самолетами-истребителями одного класса и примерно одной мощности по сути — непредсказуемы, и таких боев строго говоря не было со времен Второй мировой войны.
Иными словами, сегодня с точностью крайне сложно предсказать: если Украина получит F-16, которые вступят в бой с российскими истребителями, каков будет реальный исход такой схватки. Наверное, как и всегда, многое будет решать человеческий фактор — подготовка и мастерство пилотов. Насколько хороша в этом плане подготовка украинских пилотов, большой вопрос.

Нежелание США предоставлять пока ВСУ в пользование свои лучшие истребители говорит, скорее о серьезных сомнениях американских друзей на их счет. Хотя Англия уже анонсировала, что с лета она начнет подготовку украинских пилотов. Едва ли деньги на такого рода обучение будут выброшены на ветер априори. Следует думать, что вариант поставок этих самолётов, если не рассматривается в данный момент, может серьезно обсуждаться в будущем, что сменит сам масштаб конфликта.

Пока шанс того, что F-16 начнет сбивать российская армия — помимо чисто логистических проблем (обслуживание, аэродромное оборудование и т. п.) — кажется одной из главных причин нынешнего табу на поставки этих машин.

Однако логистические проблемы решаются, настоящая интрига в том, захотят ли США сменить масштаб всего конфликта? Если Байден решит, а такой тренд имеет место быть, что перелом характера конфликта в пользу союзников может дать ему дополнительные шансы на выборах, то F-16 будут поставлены. У Байдена и демократов в целом нет более важной задачи сейчас, чем выиграть выборы и не допустить возвращения Трампа. Если для этого понадобится разменять Украину и перемолоть Европу, это будет сделано.
18 июня 2024 Новости  Итоги саммита в Швейцарии: эксперты о главных политических событиях Что означают предложения по мирному урегулированию, озвученные 14 июня В.Путиным? Каковы главные итоги так называемого «мирного саммита» в Швейцарии, какие цели ставились и что Киев получил в итоге? Политологи Алексей Чеснаков и Михаил Карягин в эфире стрима ВЧК 17 июня проанализировали наиболее актуальные политические события. 17 июня 2024 Главное
К каким последствиям приведет саммит в Швейцарии
 К каким последствиям приведет саммит в Швейцарии Дальнейшие усилия международного сообщества по решению украинского конфликта возможны только с участием России. В ином случае такие усилия, предпринимаемые западными странами, могут быть восприняты российской стороной как формирование альянсов, направленных против РФ. На этой позиции сходятся зарубежные эксперты, комментирующие итоги «мирного саммита», который состоялся в Швейцарии 15-16 июня. 
15 июня 2024 Анонс  Конференция в Швейцарии по украинскому вопросу С 15 по 16 июня в Бюргенштоке, Швейцария, состоится конференция, посвященная урегулированию украинского конфликта.
© 2008 - 2024 Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года, Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-82371 от 03 декабря 2021 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".