Фаина Раневская
Новая биография великой советской актрисы или о преимуществах биографии в контексте семьи, друзей и национальности.
Справедливо, что про Фаину Раневскую очень мало писали при жизни и очень много писали после её смерти.
И то, большая часть книг о Раневской – это сборники её афоризмов. И «хочешь - ешь его, а хочешь - живи с ним», но ничего с этим фактом сделать нельзя. Возможно, потому, что судьба Раневской для многих переживших революцию и войну не была такой уж трагичной. Как-никак – дочь богатого таганрогского купца, а потом всесоюзная актриса, которую боготворил народ и цитировали Генеральные секретари.
Между тем, личный, глубокий трагизм интеллигентной женщины – чистый трагизм русской интеллигенции, по сравнению с которой, по мнению абстрактного «сарнова» страдания Довлатова – жалкое подобие на зуд в носу. Такой трагизм в Раневской был.
Но для того, чтобы его проявить, нельзя воспользоваться стандартным биографическим приёмом (родился-жил-умер), нужна новая тактика. Нужно не заполнять фигуру в пространстве, а заполнить пространство вокруг фигуры, чтобы она проявилась.
Чтобы не попасть в ловушку «личности» Раневской, Гейзер блестяще прибегает к ловкому трюку. Автор создаёт образ Раневской из «среды» - её друзей, коллег и мест, где она жила. Как показывает результат – блестящая книга – это оказывается блестящей идеей.