Статья
3979 25 июня 2018 12:23

Фейковые кампании

Вчера оппозиционер Илья Яшин объявил о своем выходе из выборов мэра Москвы. Оппозиционер не смог заручиться поддержкой необходимого числа муниципальных депутатов, поэтому решил прекратить свою кампанию. Это не первый случай, когда кандидаты объявляют о своем участии в выборах, инициируют предвыборную кампанию, но буквально сразу после официального старта выборов, прекращают борьбу. Тренд на фейковые кампании объясняется не только высоким порогом вхождения для политиков, но и несколькими другими важными факторами.

«Непроходимый» муниципальный фильтр

Чаще всего оппозиционеры винят в своем скором сходе с дистанции именно муниципальный фильтр. Не стал исключением и Яшин, который назвал его «механизмом, противоречащим Конституции». По его мнению, муниципальный фильтр «позволяет власти выбирать себе оппонентов, что очевидным образом нарушает права независимых кандидатов и противоречит интересам общества». Яшин предложил на законодательном уровне отменить данное «ограничение». Нечто подобное в прошлом году заявлял Евгений Ройзман, который не смог принять участие в выборах губернатора Свердловской области. Примечательно, что ни Яшин, ни Ройзман даже не пытались договориться с депутатами от «Единой России».

Яшин пропустил встречу, которую для независимых кандидатов организовала сама «Единая Россия». Например, Антон Красовский был на этой встрече, а Яшин и Гудков — нет. Член Общественной палаты РФ Максим Григорьев в интервью АК рассказывал, что Евгений Ройзман, который так хотел принять участие в выборах, даже не звонил муниципальным депутатам с просьбой поддержать его: «Среди тех людей, о которых заявили муниципальные депутаты, которые к ним обращались, были следующие: Парфенов (КПРФ), Куйвашев („Единая Россия“), Торочкин (ЛДПР), Ионин („Справедливая Россия“), то есть все парламентские партии, а также два других кандидата от непарламентских партий — это Серкин от „Партии российских пенсионеров“ и Киселев от „Партии зеленых“. Среди опрошенных ни один из муниципальных депутатов не заявил о том, что к нему обращался Евгений Ройзман. Не обращался не только лично, но не обращался путем телефонного звонка, а также не обращались его представители», — говорил Григорьев. Позднее ЦИК заявил, что Ройзман не открыл избирательный счет, необходимый для участия в выборах, что еще раз говорит об истинных мотивах.

То есть зачастую оппозиционные кандидаты идут на выборы, заведомо зная, что они даже не будут пытаться преодолеть «непроходимый» муниципальный фильтр. Это особенно явно видно на фоне других оппозиционеров. Например, Дмитрий Гудков, зная, что преодолеть муниципальный фильтр без «своих» депутатов будет сложно, провел активную кампанию на прошлогодних муниципальных выборах в Москве, проведя в Советы многих оппозиционных кандидатов. Достичь цели не удалось, и ему все же придется договариваться с «единороссами», однако его стратегия представляется значительно более жизнеспособной, нежели у Яшина.

Муниципальный фильтр становится непроходимым препятствием только в том случае, если о его преодолении политик начинает задумываться непосредственно после официального старта кампании, а не на этапе выборов муниципальных депутатов.

Но если кандидаты, объявившие о своем участие в выборах, заранее знают, что они не пройдут процедуру регистрации, то зачем они ввязываются в изначально безнадежный проект?
  
Сопутствующие цели

Политики и люди из сферы шоу-бизнеса, объявляя о своем участие в тех или иных выборах, преследуют разные цели, их можно подразделить на два больших блока: медийные и политические.

Медийные. Президентские выборы 2018 года показали, что многие «кандидаты» использовали их в качестве пиар-площадки, а затем даже не стали подавать документы для регистрации в ЦИК. Возникает логичный вопрос, почему выборы не по назначению стали использовать только сейчас? Главная причина — развитие интернета и рост аудитории сети. Сложно представить ситуацию, при которой в 2011 году, например, на «Первом канале» объявили бы о намерениях Елены Берковой или Алексея Панина принять участие в президентских выборах. Этого не произошло и в 2018 году, но зато их заявления обсуждали в интернет-СМИ, телеграм-каналах и соцсетях. Если в 2011 году индекс проникновения интернета в стране находился на уровне 45%, то в 2017 году этот показатель составил 76,1%, а значит эффективность таких сетевых пиар-акций значительно выросла.

Именно поэтому о начале своей политической карьеры объявляли звезды шоу-бизнеса, которые раньше политикой не занимались. Тренд отчасти продолжается и на выборах мэра Москвы, в которых собираются принять участие Джигурда и Стерлигов и, скорее всего, он продолжится и на следующих крупных выборах. Тренд будет работать, пока СМИ и соцсети будут реагировать на такие объявления.

Политические. В отличие от медийных, политические цели бывают значительно более вариативными, и зависят от конкретных условий и кандидатов. Например, упомянутый выше Ройзман пытался использовать губернаторские выборы 2017 года как трамплин к выборам мэра Екатеринбурга, которые должны были пройти в 2018 году. Правда, Ройзману не удалось отстоять прямые выборы и весной этого года он подал в отставку.

Главная цель Яшина заключалась в расколе оппозиционного блока. При поддержке Навального он пошел на открытый конфликт с Гудковым, чтобы также выбить его из гонки посредством праймериз оппозиции. Однако эта цель тоже не была достигнута, поэтому кампанию Яшина можно считать по-настоящему провальной.

Антон Красовский, который пока не снял свою кандидатуру с этих выборов, с самого начала заявлял об отсутствии у него шансов на прохождение муниципального фильтра, и кампанию он использует для того, чтобы «показать альтернативное мнение» и попытаться быстро нарастить свой политический капитал, который у него возник в ходе участия в президентских кампаниях Прохорова и Собчак.

Перспективы фейковых кампаний

Главная проблема таких проектов заключается в их малом сроке жизни и высоких репутационных рисках для участников. Экспертам и людям, посвященным в процесс, понятны истинные цели участников, поэтому их обмануть не получается. Общественность же, если и верит в искренность мотивов лидеров фейковых кампаний, забывает о них сразу после окончания выборов или добровольного ухода кандидатов.

Репутационные же риски наглядно проявились на примере кампании Якубовича из «Яблока», которая поставила и партию, и мэрию Москвы в неудобное положение. Действия Яшина также вызвали негативные реакции среди оппозиционеров, которые обвинили коллегу во лжи.

Для достижения медийных целей фейковые кампании будут применяться и дальше. В политических же целях фейковые кандидаты будут использоваться больше как инструмент в руках других акторов. Например, Яшин уже сейчас отчасти выступил таким инструментом в руках Навального, который за его счет пытался решить свои политические задачи. Оппозиционеры, которых заботит собственная репутация, будут реже ввязываться в заведомо безнадежные проекты.

Михаил Карягин, политолог

18 июля 2024 Главное
Выборы в Мосгордуму: восприятие кампании в СМИ, VK и Telegram
 Выборы в Мосгордуму: восприятие кампании в СМИ, VK и Telegram Электронное голосование остается одной из главных тем в повестке вокруг выборов в Мосгордуму, отмечают эксперты Центра политической конъюнктуры. Они подготовили еженедельный доклад, в котором проанализировали...
11 июля 2024 Новости  Выборы в Мосгордуму: восприятие кампании в СМИ, VK и Telegram Главной темой избирательной кампании в Мосгордуму за последние 7 дней стало внедрение электронного голосования — теперь отдать голос на участке можно будет преимущественно электронным способом, а получить бумажный бюллетень — только предварительно подав специальное заявление, говорится в еженедельном докладе Центра политической конъюнктуры. «Актуальные комментарии» подготовили обзор основных выводов доклада. 18 сентября 2023 Анонс  Инаугурация мэра Москвы 18 сентября состоится инаугурация мэра Москвы. 
© 2008 - 2024 Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года, Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-82371 от 03 декабря 2021 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".