Статья
2086 31 марта 2015 15:35

Газ по «Восточному маршруту»

Правительство внесло в Госдуму законопроект о ратификации соглашения с правительством КНР о сотрудничестве в сфере поставок природного газа в Китай по «восточному маршруту».

Этот документ определяет основные условия проектирования, строительства и эксплуатации газопровода «Сила Сибири».

Ратификация законопроекта — условие вступления в силу договора купли-продажи природного газа по «восточному» маршруту, подписанного 21 мая 2014 года между ОАО «Газпром» и китайской CNPC с другой стороны. Эксперты оценивают перспективы будущего сотрудничества по-разному.
 
Заместитель председателя комитета ГД по экономической политике, инновационному развитию и предпринимательству Михаил Емельянов считает, что факт такого соглашения трудно переоценить. «Мы тем самым диверсифицируем поставки газа и перестаем зависеть от одного покупателя — Евросоюза. А ЕС показал себя очень ненадежным покупателем. Евросоюз пытается выкручивать нам руки, ставить свои условия и использовать газ в политических целях. Поэтому появление альтернативы в лице Китая очень важно», — заявил Михаил Емельянов «Актуальным комментариям»

Читай также Новый контракт с Поднебесной

Готовится к конкуренции

В свою очередь доцент факультета финансов и банковского дела РАНХиГС при президенте РФ Сергей Хестанов пояснил «Актуальным комментариям», что ситуация с Китаем достаточно сложная. Основная проблема состоит в ожидаемой жесткой конкуренции.

«В настоящее время строится четвертая ветка трубопровода Средняя Азия — Китай, которая поставляет туркменский газ в КНР. Объемы там достаточно большие — около 80 млрд кубометров. Это в два с лишним раза больше, чем наши планируемые поставки. Из них уже три четверти трубопроводных мощностей готовы и функционируют. Кроме того, в Китае имеется 13 терминалов по приему сжиженного газа. При таком раскладе переговорные позиции у Китая достаточно сильны», — считает эксперт.

Притом эксперты обращают внимание на то, что интрига, какой из газопроводов — по восточному или западному направлению — будет выбран «Газпромом» в качестве стратегического направления, пока остается. Ведь одной из главных тем во время визита в середине марта шефа Канцелярии ЦК Коммунистической партии Китая Ли Чжаньшу стало обсуждение контракта «Газпрома» с китайской нефтегазовой компанией CNPC по поставкам российского газа в Китай по так называемому «западному маршруту». Или, как его еще называют, — газопроводу «Алтай».

Читайте также Заморозит ли газопровод «Алтай» Европу?

Некоторые эксперты полагают, что «Сила Сибири» проигрывает «Алтаю». Этому способствует ряд экономических преимуществ «Алтая». Так, Ковыткинское месторождение — основной источник газа для «Силы Сибири» — еще предстоит осваивать. А западносибирские газовые месторождения, которые будут давать газ «Алтаю», давно и вполне успешно работают.

Газопровод «Сила Сибири» только начали строить, и он должен пройти по достаточно неосвоенной территории, в то время как «Алтай» будет строиться с учетом уже действующих магистралей, идущих из Ямало-Ненецкого Автономного округа через Ханты-Мансийский Автономный округ, Томскую область в Новосибирск. 

Читайте также «Сила Сибири»: от планов к действию

Два важных маршрута 

Директор фонда энергетического развития Сергей Пикин считает, что «Сила Сибири» гораздо более перспективный проект.

«"Алтай" должен пройти по гористой местности. "Сила Сибири", несмотря на то, что она длиннее, по себестоимости на километр окажется гораздо меньше, чем "Алтай"», — считает Сергей Пикин. «Кроме того, нелишне вспомнить, что «Газпром» уже провел ряд тендеров по закупке труб для проекта на общую сумму 67,7 млрд рублей», — напоминает Пикин.

«Из своих логистических соображений Китаю было бы выгоднее получать газ в восточную часть, а не в западную. Сейчас трудно сказать, какими темпами будут реализованы эти проекты, но совсем недавно первые шаги в реализации «Силы Сибири» были сделаны. Поэтому мне кажется, что это направление будет приоритетным. Но в любом случае нам придется очень жестко конкурировать на китайском рынке с нашими соседями из Средней Азии, в первую очередь с Туркменией. Потенциально это касается Узбекистана и Казахстана», — считает Сергей Пикин.

Заместитель директора института национальной энергетики Александр Фролов пояснил «Актуальным комментариям», что в перспективе будут задействованы оба проекта. Потребности Китая в газе растут. «В стране наращивается потребление газа в качестве моторного топлива. И сейчас даже тяжело прогнозировать, сколько газа они будут потреблять в итоге. В перспективе им потребуются оба маршрута, оба этих направления», — полагает Александр Фролов.

Представитель китайской CNPC, с которой «Газпром» заключает контракт, Дзен Синсиу также заявлял, что для китайской стороны важны оба маршрута, но недостаток газа Китай испытывает на востоке. 

Как уже сообщали «Актуальные комментарии», МГП «Сила Сибири» с общей длиной около 4 тыс. км начали строить в сентябре 2014 года.

В его состав войдут газопроводы «Ковыкта-Чаянда», «Чаянда-Белогорск», «Белогорск-Благовещенск» и «Белогорск-Хабаровск». Ввод в эксплуатацию «Силы Сибири» запланирован на 2018-2020 годы. Газопровод пройдёт вдоль трассы действующего магистрального нефтепровода «Восточная Сибирь — Тихий океан», что позволит снизить эксплуатационные затраты.
Основной ресурсной базой для газопровода станут два месторождения: Чаяндинское и Ковыктинское, которые также надо еще запустить.

«Газпром» предполагает начать добычу газа на Чаяндинском месторождении в 2018 году, примерно в это время ввести промышленную добычу на Ковыктинском месторождении. 

Подготовила Марина Соколовская
© 2008 - 2024 Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года, Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-82371 от 03 декабря 2021 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".