Гибридизация трибуналов
Для суда над пиратами, захватывающими морские корабли, необходимо создать «гибридные» трибуналы, которые можно разместить в Кении или Сейшелах, считает заместитель Генпрокурора РФ Александр Звягинцев.
«Это [«гибридный» трибунал] - создание при национальном суде какого-либо государства специальной палаты с международным участием на основе решения Совбеза ООН и соглашения ООН с соответствующим государством», - сказал Звягинцев в интервью газете «Известия».
По его мнению, в состав следователей, обвинителей, судей этого трибунала включаются представители «базового» государства и международного сообщества.
«Это уже апробированная практика - возьмите, например, «гибридные» суды по Кампучии, Сьерра-Леоне, Ливану. Такой суд мог бы принимать к производству дела, которые «не востребованы» национальными системами правосудия государств, пострадавших от пиратов. Особенно от организаторов, финансистов и посредников», - отметил Звягинцев.
Он полагает, что важно обеспечить не только неотвратимость наказания, но соблюдение международных стандартов в области прав человека. Александр Звягинцев пояснил, что в некоторых случаях пираты, захваченные военными кораблями демократических европейских государств, не передавались властям Сомали только из-за отсутствия гарантий соблюдения там международных стандартов в обеспечении их процессуальных прав и надлежащего обращения с ними. Участие ООН в международном судебном антипиратском механизме обеспечило бы такие гарантии, полагает Звягинцев.
По его мнению, такие трибуналы могут быть созданы в двух-трех странах, например, в Кении, на Сейшелах, поскольку туда удобно транспортировать захваченных пиратов и возвращать их в Сомали после отбытия наказания.
Замгенпрокурора считает, что создание «гибридного» суда обойдется мировому сообществу в 50-60 млн. долларов. Это, по его мнению, не большая цена, поскольку от пиратской угрозы, по оценкам экспертов, потери составляют в год 15 млрд долларов. Это не только заплаченные выкупы, но и дополнительные расходы на патрулирование и военное сопровождение кораблей, обходные маршруты, страхование, укрепление систем безопасности.
По данным Звягинцева, государственная вооруженная охрана на борту одного бельгийского судна стоит 115 тысяч евро в неделю, а по кратчайшему морскому пути между Европой, Азией и Африкой (через Суэцкий канал, Баб-эль-Мандебский пролив, Красное море и Аденский залив) в год проходит около 20 тысяч судов. Это транспортировка порядка 7% всей нефти, потребляемой человечеством, и 30%в нефти и газа, потребляемых Европой.
Звязинцев сообщил, что он вместе с Генпрокурором России Юрием Чайкой встречались с руководителями министерств юстиции и генеральных прокуратур десятков стран, в том числе европейских, с генеральным секретарем Совета Европы Торбьёрном Ягландом.
Он напомнил, что по инициативе российской делегации 28 апреля ПАСЕ приняла рекомендацию «О необходимости принятия дополнительных международно-правовых мер в отношении морского пиратства». В ней рекомендуется адаптировать существующие международно-правовые нормы к потребностям борьбы с пиратством и рассмотреть вопрос о создании специального механизма (международного или с международным участием) для уголовного преследования лиц, подозреваемых в морском разбое.
«При наличии соответствующей политической воли международный антипиратский трибунал мог быть создан решением Совбеза ООН и уже работать. Жаль, что некоторые влиятельные государства, в том числе и некоторые постоянные члены Совета Безопасности ООН, занимают пока негативную или выжидательную позицию, а без их согласия такой трибунал под эгидой ООН не создать», - заявил Александр Звягинцев.