Статья
2217
7 февраля 2011 10:21
Год Януковича
Год назад, 7 февраля 2010 года, на Украине состоялись выборы президента, в которых одержал победу глава Партии регионов Виктор Янукович.
Согласно протоколу украинского ЦИК, за Янукович во втором туре выборов отдали голоса 48,95% избирателей, главному оппоненту Януковича, тогда еще действующему премьеру Юлии Тимошенко - 45,47%.
25 февраля в Верховной Раде прошла Церемония инаугурации Виктора Януковича. Новоизбранный президент Украины получил удостоверение главы государства и официальные символы власти: знак президента Украины, печать и булаву.
Еще в своей предвыборной кампании Янукович сделал акцент на сближение с Россией, а свой первый официальный визит в статусе главы государства совершил в Москву. 5 марта 2010 года в Кремле между Виктором Януковичем и Дмитрием Медведевым состоялись переговоры на высшем уровне.
По итогам этих переговоров лидеры двух стран подписали заявление, в котором говорилось, что Россия и Украина обязуются создавать максимально благоприятные условия для объединения потенциалов двух стран в таких отраслях, как современный топливно-энергетический комплекс, авиастроение, атомная энергетика, военно-техническое сотрудничество, говорится в совместном заявлении. Одним из ярких событий российско-украинской дипломатии стало продление аренды российской военной базы в Севастополе еще на 25 лет в обмен на предоставление Москвой 30% скидки на газ.
Другим важным моментом стоит назвать заявление Януковича об отказе Киева от конфронтации с Москвой. В обращении украинского президента к народу 29 апреля 2010 года в связи с ратификацией соглашения между Украиной и Россией о продлении сроков пребывания Черноморского Флота РФ на украинской территории говорилось:
«После пяти лет творения из России образа врага возобновить доверие российского руководства к Украине было непросто. Но мне удалось сделать это, и сегодня я готов доложить своим избирателям: отныне диалог с нашим большим соседом будет строиться на принципах равенства, добрососедства и здорового прагматизма, а не конфронтации и антироссийской риторики».
Комментарии экспертов
Особых ожиданий от прихода Виктора Януковича к власти в российском политическом сообществе не было, потому что понятно, что даже та риторика, которой он придерживался во время избирательной кампании, говорила о том, что Янукович не собирается полностью переориентироваться на российское направление, Европа также будет одним из внешнеполитических приоритетов, и более того, Янукович также говорил о том, что «почему бы нам не расширять партнерство с Китаем?», то есть он сразу заявил курс на многовекторность, на диверсификацию рисков. Но, безусловно, курс его даже в первый день президентства очень резко контрастировали с президентством Виктора Ющенко и премьерством Юлии Тимошенко, прежде всего, потому что риторика стала более дружественная и мягкая, а это уже немаловажно в отношениях таких государств, как Россия и Украина, риторика здесь так или иначе определяет очень многое.
Ну и, конечно, России здесь удалось добиться двух моментов – первый момент – это снижение националистической риторики и настроений в украинском, прежде всего, политическом сообществе, потому что, к сожалению, этот момент во многом обуславливал высокую степень напряженности между нашим и странами. Когда пришел Янукович этот компонент был практически убран из политического процесса Украины и это позволило нормализовать отношения двух стран и возобновить интенсивность дипломатические отношения, потому что долгое время на Украине не было российского посла и Зурабов был туда отправлен практически за несколько дней до того, как Янукович стал президентом, то есть дипломатия тоже оживилось, а это немаловажно.
И второй момент - подписание договора о пролонгации базирования Черноморского флота в Севастополе, потому что и Ющенко и Тимошенко, прежде всего, ставили во главу угла невозможность продления этого договора после 2017 года. Россия подписала этот договор, и для Москвы это очень серьезный момент и прежде всего свидетельство того, что с Украиной все таки можно иметь дело и можно те или иные проекты реализовывать.
И третий момент, на который я бы еще обратила внимание, это вопрос энергетики, да, эта тема не снята с повестки дня, но по крайней мере уже второй год нет в наших отношениях каких-то серьезных заметных газовых конфликтов, не говоря о газовых войнах, которые были до этого практически каждый год. То есть, это говорит о том, что на Украине заинтересованы в том, чтобы иметь Россию в качестве крепкого тесного энергетического партнера и естественно получать от этого определенные дивиденды, а никак не проигрывать в том числе в информационной войне, что имело место при Ющенко.
Не договорились пока о цене на газ, но я думаю, что это вопрос не одного года, украинское правительство новое во главе с Азаровым достаточно интенсивно лоббирует снижение цены на поставляемый на Украину газ, но пока Газпром не идет на уступки во многом в следствии того, что пока не решен вопрос с объединением Газпрома и Нафтогаза. Проект Владимира Путина сейчас находится на мертвой точке и никаких подвижек в этом направлении нет, отсюда и пробуксовка с вопросом цены на газ, и не только эта причина, но еще и то, что Украина является транзитным звеном, а сейчас потребности в Европе газовые возрастают, растет и цена на нефть, а соответственно и на газ, поэтому сейчас договариваться о снижении цен наверное не совсем вписывается геоэкономическую, геополитическую стратегию российского руководства. Но я думаю, что здесь есть некоторые позитивные моменты, прежде всего тот, что Украина в данном случае стала некой политической подстраховкой России после того, как в 2010 году отношения с Белоруссией оставляли желать лучшего. То есть, по большому счету, мы не можем говорить о том, что Россия полностью проиграла на своих западных рубежах. Ухудшились отношения с Белоруссией, но есть Украина, с которой отношения нормализовались и, более того, я бы назвала это дружественными отношениями.
Что же касается внутриполитической обстановки, то первое, что сделал Янукович и это тоже был ожидаемый шаг – это консолидация управленческого аппарата. Переназначение на руководящие посты своих людей, людей, которые не заинтересованы в каких-то политических перспективах и не проявляют политических амбиций. Прежде всего это глава правительства Николай Азаров, человек, который показал себя исключительно как хозяйственник, как управленец, а не персона, которая так или иначе претендует на замещение поста президента как это было например с Юлией Тимошенко, которая была очень серьезным противовесом при президентстве Виктора Ющенко. Кроме того, наблюдаем стремление Януковича избавиться от теперь уже оппозиции, от наследия Юлии Тимошенко, прежде всего аппаратного наследия, чего только стоит ее привод в генпрокуратуру и сейчас эта кампания которая вокруг нее ведется, грубо говоря зачистка политического поля и формирование лояльных к себе политических элит, причем не только на центральном уровне, но и на региональном уровне, в том числе и в отношении автономной республики Крым.
Там тоже наблюдается стремление Януковича консолидировать свою власть по всем направлениям. Что касается экономики, то серьезного прорыва не произошло, достаточно вспомнить как в конце этого года были митинги протеста против законопроекта, который бы повышал налоги предпринимателей среднего и малого уровня, в общем-то Янукович этот законопроект третировал, тем самым не давая оппозиции лишнюю возможность выступит против его политики, не давая общественности тоже как-то нагнетать ситуацию и создавать негативное информационное поле.
Я бы не сказала, что мы можем однозначно позитивно говорить о перспективах Украины при Януковиче, все таки еще есть масса нерешенных вопросов, это конечно и украинские предприятия и проблемы с долгом Украины, в том числе и перед международным сообществом, и перед РФ, этот долг очень большой и как Янукович будет решать этот вопрос пока не ясно, сейчас эта тема даже не обсуждается глобально. Конечно это вопрос энергетики, потому что украинские предприятия действительно находятся в печальном состоянии, и те цены, которые предлагает российское руководство – они неподъемны для них. И как Янукович будет выходить из этой проблемы тоже будет одной из тем предстоящего года его президентства.
Конечно тот факт, что Янукович намерен нормализовать отношения со всеми игроками внешнеполитическими, а не только двигаться в одном направлении говорит о том, что перспектив для улучшения ситуации гораздо больше. Чем больше партнеров, тем больше в том числе финансовых инвестиций, поэтому здесь я думаю, что скорее Янукович будет двигаться в таком же направлении, а не замыкаться на каком-то одном пункте, будь то Россия или Европа.
Правление Януковича за год продемонстрировало свою предсказуемость – раз, адекватность – два, и удовлетворило ожидания практически всех сторон, которые внимательно следят за развитием событий на Украине.
Конкретно: это удовлетворило ожидания российской стороны, потому что политика качественно изменилась по сравнению с Ющенко и Тимошенко, просто другая политика. Намного более дружественная, спокойная, взвешенная и удовлетворяющая наши ожидания. Иными словами, Россия при Янковиче приобрела предсказуемого, понятного, дружелюбного партнера, в этом отношении, конечно, это не пророссийская Украина, это украинский президент с вменяемой, взвешенной, сбалансированной позицией.
Теперь второй вопрос – для Украины я думаю, что еще более интересен Янукович, чем для нас, потому что он предотвратил ее развал. Накануне его прихода к власти Ющенко и Тимошенко и неонацистские силы в Украине настолько раскачали лодку, что ситуация была на грани раскола страны.
Таким образом Янукович укрепил территориальную целостность Украины путем сбалансирования восточных и западных интересов, он сохранил государственность, создал предпосылки для ее укрепления, он прекратил такую жесткую украинизацию для создания единого, однородного национального или даже националистического общества – это он прекратил. Но за счет этого он укрепил территориальную целостность и добился определенного консенсуса, поэтому для Украины он оказался гораздо более эффективным на мой взгляд президентом, чем предшествующий националист. Вот он и есть украинский националист – Янукович, который укрепляет территориальную целостность, минимализирует риск территориального распада страны на Восток и Запад. Таким образом для Украины это действительно огромный выигрыш – политика Януковича.
Для Запада, для Европы - и в этом отношении Янукович оказался вполне договороспособным партнером, он обеспечивает поставки газа в Европу, он проводит взвешенную политику и если кого-то чуть чуть и подживают в Украине, то это далеко не скандал и не диктатура, а это просто, скорее, исправление тех перекосов, которые были при предыдущем совершенно диком и неприемлемом правительстве. Поэтому Янукович можно сказать оправдал все ожидания, которые были заданы, поэтому я думаю, что в ближайшее время его позиции будут расти и укрепляться еще больше, потому что он, на самом деле, не разочаровал и западенцев, что тоже очень любопытно. Потому что Западная Украина изначально крайне отрицательно была настроена, и ситуация меняется постепенно в его пользу, он показывает свою достаточно рациональную и вменяемую политику и способность учитывать интересы, в том числе и западенских территорий и их требования.
Поэтому я думаю, что Янкович за год укрепился, доказал полную релевантность своего политического курса через год мы увидим некоторые возможности изменения в его положении, поскольку, поняв и осознав, насколько хлипки и ненадежны его позиции, мы можем попытаться начать двигаться в сторону авторитаризма, это довольно понятный соблазн и вот тогда все зависит… Причем в украинском обществе особенно против такого авторитаризма прививок нету и в этом отношении ситуация может измениться. Если он будет таким разумным, взвешенным, пусть даже и авторитарным политиком, он может еще и еще укрепиться, стать таким, действительно, по-настоящему консенсусным украинским лидером, которым он становится все больше и больше. Это постепенный процесс, не резкий, без лишнего популизма, без лишнего пиара.
Ожидания от президентства Виктора Януковича были разные, у многих в России были завышенные ожидания. Но, в то же время, сказать, что ничего на Украине не изменилось, в том числе по отношению к России, было бы абсолютно неверным. В конце концов, украинское нынешнее руководство отнюдь не бросилось в объятия российского руководства, но при этом, по крайней мере, перестало создавать для российского руководства те проблемы, которые создавало руководство предыдущее, это несомненно.
Проблемы, связанные с нефтегазовыми отношениями, с торговыми отношениями, с вопросами вступления в НАТО и так далее и тому подобное. То есть в этом смысле можно сказать, что ожидание тех, кто имел завышенные ожидания, более глубоко знают и самого Януковича и что из себя представляет сама политическая сила партии регионов – они в целом оправдались. Что касается населения, то у населения тоже были различные ожидания, у разных слоев населения, поэтому ожидания кого-то оправдались, тех, кто хотел, по крайней мере, нормализации отношений с Российской Федерацией, в том числе не хотел резкого разрыва с Евросоюзом и Соединенными Штатами – они оправдались.
По поводу судьбы русского языка, здесь я сказал бы так – в конце концов, надо понимать, что любой на месте президента Украины старался бы выдержать определенный баланс между определенными стремлениями различных сил в обществе, и чем сильнее давление со стороны тех, кто хотел бы например сделать русский язык вторым государственным, тем больше он бы смещался в их сторону. Но зачастую внутреннее давление со стороны русскоязычных граждан и организаций и, я бы сказал, русской фракции в Партии регионов было недостаточно для того, чтобы нынешний президент Украины принял кардинальные решения.
Здесь, конечно, самый главный вопрос – экономика. Страна очень тяжело выходит из мирового экономического кризиса, из хаотичного и популистского поведения правительства Тимошенко, конечно, тяжелое наследие, оставшееся от Ющенко, и самое главное лимит популистских мер по сути исчерпан, и все меры, которые ему приходится предприниматься, являются достаточно непопулярными. И в этом плане Януковичу приходится все время находить баланс между необходимостью принятия достаточно непопулярных мер и боязнью резко снизить свою популярность. И этот баланс зачастую приводит к полумерам. И в этом проблема, и это будет также и проблемой следующего года.
29 октября 2024
Колонки
Зеленский дозревает
Алексей Чеснаков о перспективах приглашения
Украины в НАТО
28 октября 2024
Колонки
Интрига по транзиту сохраняется
Игорь Юшков о транзите газа из России в
Европу
28 октября 2024
Колонки
Электоральный туман
Михаил Карягин о рисках выборов в США для
будущего Украины