Статья
2882 28 января 2022 11:57

Инновационные методы сбора данных: риски и проблемы

Биометрия, анализ изображений и спутниковые технологии, блокчейн и краудсорсинг — эти методы сбора данных Четвертой промышленной революции имеют не только преимущества, но и могут стать инструментами «цифрового авторитаризма». Группа научных сотрудников американского Центра стратегических и международных исследований опубликовала доклад, в котором проанализированы проблемы, к которым может привести использование этих технологий.

«Применение инновационных технологий для сбора данных повышает риски безопасности и конфиденциальности как для отдельных лиц, компаний, так и для правительств. В сообществе разработчиков существует наивное предположение, что собранные данные используются для решения благородных задач, таких как борьба с бедностью, укрепление демократии или решение проблем со здоровьем. Несмотря на предположение о “общей этике” сбора и использования данных как внутри страны, так и за рубежом, на самом деле существуют очень разные представления о том, как применять такие технологии. Эти инновации могут быть использованы не по назначению и злоупотреблениям: злоумышленники используют их для кражи личных данных людей, совершения финансовых махинаций, создания ложных нарративов в процессе разработки, распространения дезинформации, а также содействия цифровому авторитаризму», — отмечается в докладе.

Между тем авторы доклада признают, что существует огромный потенциал использования инновационных технологий для повышения качества собираемых данных. 

«Еще в 2013 году ООН призвала к “революции данных” для повышения качества статистики и информации за счет использования новых технологий», — напоминают авторы доклада.

По их словам, существует четыре группы заинтересованных сторон, собирающих и использующих данные: правительства и международные организации, которые используют их для поддержки своих решений в области политики; неправительственные и другие организации гражданского общества, которые используют данные для мониторинга результатов государственной политики; физические лица, которые используют данные для мониторинга и доступа к общественным и коммерческим услугам;  компании, которые используют данные в производственном процессе и для понимания потребительского спроса. Эти заинтересованные стороны работают в различных секторах, отслеживая проблемы и прогресс в таких областях, как финансовая доступность, окружающая среда, сельское хозяйство и землепользование, гуманитарные мероприятия и демократические выборы.

Например, в контексте пандемии COVID-19 такие механизмы, как географические информационные системы (ГИС), анализ изображений и биометрические данные, открывают уникальные возможности для отслеживания контактов, распространения вакцин и работы с населением. ГИС и анализ изображений позволяют исследователям понять взаимосвязь между конкретными тенденциями в области здравоохранения, связанными с определенными регионами. Хотя ГИС может не подходить для устранения действующих негеографических факторов (таких как недоверие к вакцинам и дезинформация о COVID-19), некоторые из наиболее серьезных препятствий для глобального доступа к вакцинам носят именно географический характер, подчеркивают авторы доклада.

ГИС может помочь выявить группы населения, подверженные повышенному риску заражения Covid-19, определить инфраструктуру, доступную для хранения и распространения вакцин, и устранить другие пробелы в доступе к услугам здравоохранения. ГИС открывает доступ к подробной информации, которая может помочь лицам, определяющим политику, выявлять сообщества, которые могут находиться далеко или не иметь доступа к центрам здравоохранения, таким образом предоставляя более эффективную и адресную помощь, например, для строительства новых пунктов вакцинации или использования медицинских дронов для доставки вакцин в отдаленные региона. Таким образом, ГИС и анализ изображений можно напрямую применять для распространения вакцины не только от COVID-19, но и от других «забытых» болезней, таких как полиомиелит, корь и туберкулез, говорится в докладе.

Также авторы приводят в пример метод наблюдения за выборами в Кот-д'Ивуаре в 2015 году. Наблюдатели использовали сотовые телефоны, SMS-сообщения и стандартизированные контрольные списки для предоставления в режиме реального времени данных о ключевых аспектах голосования и подсчета бюллетеней, включая время открытия и закрытия избирательных участков, наличие соответствующих избирательных материалов, внедрение технологии биометрической аутентификации. По словам авторов доклада, использование этих технологий позволило провести независимую оценку результатов выборов.

Использование картографии и краудсорсинга, в свою очередь, может быть использовано для удовлетворения потребностей беженцев: оказывать более качественную гуманитарную помощь, такую ​​как доставка питьевой воды. Например, международная некоммерческая служба управления информацией iMAAP объединилась с Premise, USAID* и Бюро по делам народонаселения, беженцев и миграции Госдепартамента США для составления карт и отслеживания поселений мигрантов и беженцев в Колумбии. В дополнение к картированию, краудсорсинг может определить потребности сообщества и заполнить информационные пробелы. Члены сообществ мигрантов могут загружать информацию на платформу, которая информирует USAID* и другие гуманитарные организации о том, как помочь этим группам. 

В то же время важно признать, что эти инструменты обработки данных не идеальны и могут стать объектом неправомерного использования и злоупотреблений — от кражи личных данных и финансового мошенничества до содействия цифровому авторитаризму. Применение инновационных технологий для сбора данных будет по-прежнему повышать риски безопасности и конфиденциальности как для отдельных лиц и компаний, так и для правительств, заключают авторы доклада.

* USAID — запрещённая в России организация

© 2008 - 2024 Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года, Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-82371 от 03 декабря 2021 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".