Статья
1754 5 октября 2016 17:35

Какие задачи предстоит решить Кириенко

У куратора внутренней политики две пересекающиеся функции. С одной стороны, он – главный политтехнолог власти. В этом качестве он является фактическим главой президентского избирательного штаба, а также отвечает за результаты политических проектов Кремля и кандидатов, поддерживаемых властью, на федеральных и региональных выборах. То есть является чиновником, напрямую заинтересованным в высоких результатах конкретных игроков.

С другой стороны, он играет роль арбитра и гаранта ключевых договоренностей и следит за соблюдением правил игры, поддерживая систему в стабильном состоянии. В этом качестве он должен пользоваться большим авторитетом и доверием со стороны всех системных игроков. 

В итоге, первому замглавы администрации президента в своей работе приходится находить баланс между интересами власти и других субъектов политического процесса, которые часто вступают друг с другом в прямое противоречие.

В распоряжении Кириенко осталось не так много времени до главных выборов шестилетия – запланированной на 2018 год президентской кампании. Поэтому ему придется, в первую очередь, проявить себя как эффективного политтехнолога власти, оставив вопросы о ревизии правил игры и договоренностей на потом.

Для подготовки к этой кампании необходимо быстро собрать вокруг себя не только компетентную команду, но и начать готовить повестку. Президентские выборы не получится провести по инерции, ограничиваясь лишь чисто процедурными вопросами – их конкурентностью и легитимностью, как это было с прошедшей парламентской кампанией. Власти нужна не просто уверенная победа, ей необходимо подтверждение, а возможно, и усиление мандата, что возможно только при условии высокой явки. А для этого следует найти новые месседжи, которые вернут энтузиазм лояльному электорату и заставят его прийти на избирательные участки. Здесь можно напомнить, что рост апатии среди «молчаливого большинства» стал главным неприятным сюрпризом для Кремля 18 сентября.

Что касается конкретных проектов, сразу же возникнет вопрос о роли Общероссийского народного фронта. Предыдущая команда указывала, что ОНФ сыграет ключевую роль в президентской кампании. Например, фронтовики, а не партия большинства или партии могут выдвинуть Владимира Путина в качестве кандидата на пост главы государства на новый срок, а также заполнить календарь президентской гонки своими публичными мероприятиями. Новому куратору предстоит провести оценку этого формата - насколько целесообразно на него опираться с точки зрения потенциала расширения электоральной базы власти, и самое главное, повышения участия граждан в выборах. В этом смысле можно ожидать, что в руководстве ОНФ в скором времени произойдут кадровые перестановки.

Однако первым серьезным тестом для команды Кириенко станут региональные выборы 10 сентября 2017 года, когда будет избрано 15 глав субъектов и 6 законодательных собраний. Соответственно, в рамках подготовки к этим выборам, новому куратору предстоит выстроить схему взаимодействия с «Единой Россией» и региональными администрациями. Не исключено, что Кириенко не будет менять статус-кво, сложившееся после парламентских выборов, и часть команды Володина доработает в партии на своих должностях до единого дня голосования в сентябре, по итогам которого уже будет окончательно сформирована команда под президентскую кампанию. Однако борьбы за влияние на партию власти и связанные с ней проекты с началом нового года также исключить нельзя. Многое здесь будет зависеть от позиции лидера партии Дмитрия Медведева – использует ли он назначение Кириенко для более активного продвижения своих людей в руководящие структуры ЕР.

Заместитель директора Центра политической конъюнктуры Олег Игнатов специально для «Актуальных комментариев»

Все материалы автора

*Мнение автора может не совпадать с позицией редакции   


____________

Читайте также:

© 2008 - 2024 Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года, Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-82371 от 03 декабря 2021 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".