Статья
526 20 августа 2010 16:21

Катерам-убийцам ограничат скорость

Представители российского отделения Международной ассоциации яхтенных капитанов (МАЯК) обратились к депутатам фракции партии «Единая Россия» с предложением закрепить на законодательном уровне правила использования маломерных судов, в том числе, на внутренних водных акваториях Российской Федерации. Список предложений по обеспечению безопасности использования яхт и катеров содержит свыше двадцати пунктов. Первым номером значится, введение ограничения скоростного режима в летний период в замкнутых акваториях до 6 узлов.

«Это сегодня жизненно необходимо, ввести дополнительные запретительные меры на законодательном уровне, - заявил Единому Российскому порталу председатель РО МАЯК Николай Шкурин. – Пусть не покажется странным, что с предложением о вводе запрета, обращаются именно капитаны. В результате того безобразия, которое творится на водах, помимо, конечно погибших, страдаем прежде всего мы - профессиональные капитаны».

Недавнее Ччрезвычайное происшествие на Пироговском водохранилище, продолжил Шкурин, в результате которого погибла молодая девушка Олеся Иванова, нанесла серьезный вред нашему цеху. «В общественном сознании капитаны яхт, правые и виноватые, стали выглядеть как потенциальные убийцы», - заметил он.

Наопмним, что 16 июля во время маневра судна вблизи общественного пляжа на Пироговском водохранилище, одной из купальщиц, 25-летней Олесе Ивановой, были нанесены «не совместимые с жизнью» травмы. Яхта с пассажирами скрылась с места происшествия. Этот случай вызвал мощнейший общественный резонанс, в том числе и потому, что вину за трагедию попытался взять на себя капитан яхты, которого, по словам очевидцев, на момент происшествия не было на судне.

«Пользуясь случаем, хочу обозначить позицию профессионального цеха российских капитанов по вопросу. Вне зависимости от того, кто был за рулем, виноват в происшествии капитан Марченко, если конечно, он докажет свои капитанские полномочия. На капитане лежит вся ответственность за судно, и согласно российскому законодательству, и согласно международному. Об этом, кстати, ясно сказано в Международной конвенции по морскому праву, принятой в 1982 году. Рулевых на судне может быть несколько, капитан и вовсе может не подходить к штурвалу, и даже будь оно так, ответственности с него за происшествие не снимается. В отдельных случаях солидарную ответственность с капитаном может нести владелец судна, либо его фрахтователь», - сказал Шкурин.

Как сообщает газета «Комсомольская правда», которая провела собственное расследование инцидента, корреспондентам издания удалось связаться с представителем владельца яхты «Азимут-Саргас», (маневр этой яхты на Пироговском водохранилище стал причиной гибели Олеси Ивановой) и директора Союза предприятий рыбного хозяйства и аквакультуры «Рыбный союз» Сергея Третьякова - Романом (фамилия газетой не указана).

«Неприятная история, - сообщил Роман, назвавшись помощником Сергея Третьякова. - Конечно, Сергей Борисович переживает. Но пока он не хочет давать комментариев. Пусть все успокоится. Там были капитан и покупатели. Яхта была выставлена на продажу, но о самом тест-драйве Сергей Борисович даже не знал».

«Комсомольская правда» также поделилась собранной информацией о ходе проведения следствия: «Вину за гибель девушки взял на себя капитан судна Сергей Марченко. Следствию этого признания достаточно. Во всяком случае, других подозреваемых нет. Уголовное дело по статье 263, часть 2 («нарушение правил безопасности движения, повлекшее по неосторожности смерть человека») возбуждено именно в отношении Марченко.

Очевидцы этой страшной трагедии сообщили СМИ, что на борту судна «Азимут 50», с надписью на борту «Саргас» в момент трагедии находились несколько человек. При этом человека, внешне похожего на Марченко они не заметили. В качестве доказательства свидетели продемонстрировали фотографии, сделанные за мгновение до трагедии. Напомним, капитан яхты - 57-летний Сергей Марченко заявил сотрудникам правоохранительных органов, что виновник происшествия он, и пояснил, что хотел создать волну для купающихся, но шутка обернулась трагедией. Капитан полностью признал свою вину в случившемся, но заверил, что, «проехавшись» по девушке, увел удар от группы людей и тем самым спас множество жизней.

Владелец средства повышенной опасности, которым является яхта, отвечает вне зависимости от собственной вины, - прокомментировал юридические аспекты происшествия с юридической точки зрения руководитель «Адвокатской конторы Алексея Куприянова» сам Алексей Куприянов. - Однако лицо, которое владело яхтой, на момент происшествия, этого самого «владельца» должно установить следствие».

В данном случае, считает Куприянов, это может быть собственник или арендатор яхты, если за штурвалом стоял он сам или лицо, управлявшее яхтой найму (по трудовому договору): капитан, штурман или матрос, включенный в так называемую «судовую роль» (список экипажа). Если яхтой управлял человек, не имевший права находиться за штурвалом, то, как правило, отвечает он сам лично.

«Однако, - уточнил адвокат, - если это лицо [управлявшее яхтой], не может быть установлено. Или если виновное лицо не имело права на управление судном, то ответственность в зависимости от обстоятельств может быть возложена на члена экипажа, передавшего управление постороннему, либо при отсутствии их вины экипажа в передаче управления постороннему, например, при самоуправных действиях неизвестного постороннего гражданско-правовая ответственность возлагается на собственника (арендатора). Правда, самоуправные действия в акватории Пирогова маловероятны. Это чаще бывает в океане, судно поставлено на «автопилот», а подвыпивший пассажир яхты, взламывает рубку и «рулит» до столкновения. В Пирогове самоуправно можно только угнать судно. А судно на ходу всегда управляется лично».

«Срок ответа по депутатскому запросу, о ходе следствия по делу о гибели Олеси Ивановой в Генеральную прокуратуру пока не вышел [депутатский запрос по делу был направлен 29 июля 2010 года], - в свою очередь сообщил Единому Российскому порталу депутат Госдумы РФ Игорь Баринов. – Я не сомневаюсь в том, что ответ будет, и мы, наконец, сможем прояснить ситуацию, в частности, о том, кто был за рулем злополучной яхты, кому предъявлено обвинение и по какой статье. В то же время, хочу отметить, что мы не собираемся оказывать давление на ход расследования. Мы взяли это дело под контроль, однако, планов подменять работу компетентных органов, у нас нет. В вопросе эксплуатации яхт и катеров, Россия придерживается не только внутреннего, но международного законодательства, в частности правил установленных Международной конвенцией по морскому праву (Монтего-Бей), наша страна присоединилась к конвенции, поэтому следствию приходится быть вдвойне ответственным, и торопить никого не надо».

Напомним, дело о гибели Олеси Ивановой вызвало мощнейший общественный резонанс.

«Я лично считаю, что дело о гибели Олеси Ивановой, стало политическим», - заявил председатель комитета по безопасности Государственной Думы Владимир Васильев.

«Надеюсь, что трагедия на Пироговке нас чему-нибудь научит», - заявил член комитета по информационной политике Госдумы, известный кинорежиссер Станислав Говорухин.

«Я считаю, что руководители тех регионов, в которых произошли происшествия, в частности, с Олесей Ивановой и Александром Кацевым, должны взять ситуацию непосредственно под свой контроль и, во-первых, остановить ставшее системным кровопролитие, а, во-вторых, обеспечить проведение расследования этих случаев", - отметил первый заместитель председателя комитета безопасности Государственной Думы Михаил Гришанков.

То, что происходит на воде, мне лично напоминает ушедшие девяностые, когда появились первые «паджеро» и «ландкраузеры», - отмечал главный редактор радиостанции «Русская служба новостей» Сергей Доренко.

«То, что сейчас происходит на воде, иначе, чем всепобеждающим хамством, не назовешь. Хотя, справедливости ради, надо заметить, что было значительно хуже» - заявил музыкант, лидер группы «Дюна», судовладелец Виктор Рыбин.

© 2008 - 2024 Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года, Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-82371 от 03 декабря 2021 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".