Статья
854 21 сентября 2012 12:38

«Кавказ-2012»: взгляд на перспективу

На минувшей неделе на юге России прошло стратегическое командно-штабное учение «Кавказ-2012». Масштабные мероприятия, в ходе которых, помимо проблем противодействия экстремизму, отрабатывались навыки взаимодействия разных родов войск, посетил Владимир Путин – Верховный главнокомандующий российской армии. 

В контексте подготовки к Олимпиаде-2014 ситуация на юге страны приобретает особое политическое значение. Оценивая перспективы развития событий на Северном Кавказе в целом, важно учитывать, что сам по себе факт ликвидации наиболее известных и влиятельных лидеров боевиков не отменяет предпосылок для распространения идей радикального ислама в республиках со сложным комплексом социально-экономических проблем. 

В начале 1990-х годов основным обоснованием деятельности экстремистских организаций был этнический национализм, предполагающий возможность территориального самоопределения (создание Кавказского Эмирата и пр.). Однако в 2000-е гг. основной составляющей террористической активности выступает «подрывная» деятельность «ваххабитов» (в настоящее время большую популярность набирает  идеологически родственное течение салафитов) - сторонников так называемого «обновленческого» ислама и вооруженной борьбы с «неверными». 

«Официальные» исламские институты в лице Духовных управлений мусульман (ДУМ) оказались неспособными противостоять этим тенденциям эволюции исламистской идеологии, утратив доверие значительной части населения. Неблагоприятные социально-экономические условия  создают предпосылки для распространения экстремистских течений и пособничества действиям боевиков, что в условиях недостаточного авторитета «силовых» структур среди населения регионов СКФО существенно затрудняет борьбу с экстремистами. 

Наконец, стоит учесть объективные (с точки зрения тактики ведения военных действий) сложности антитеррористической борьбы. Наступление, которое ведут «силовики», требует больше ресурсов (кадровых, технических и пр.), чем оборона боевиков. Кроме того, в условиях «партизанской войны» наступательные действия сопряжены с большими потерями, так как даже опытные «федералы» зачастую хуже ориентируются на местности, чем боевики (особенно в горных районах). 

Отметим также, что, по данным «силовиков», боевики, действующие в регионах СКФО, в по-прежнему периодически получают «подпитку» из-за рубежа (финансирование, вооружение, обучение лидеров и проповедников идей радикального толка), что создает дополнительные и весьма существенные сложности для федеральных сил.

Переход Центра от сугубо «силового» курса на подавление экстремистской активности к мерам стимулирования социально-экономического развития северокавказских республик произошел несколько лет назад и был вполне оправдан: только системная работа по восстановлению наиболее перспективных отраслей позволит сократить социальную базу экстремизма, которая основывается на высоком уровне безработицы, особенно среди молодежи. 

Республики Северного Кавказа – небольшие, однако тесно взаимосвязанные территории, и дестабилизация ситуация в одном районе, как правило, влечёт за собой дальнейшее распространение экстремистской активности, что угрожает серьёзной дестабилизацией на юге России в целом. Этот фактор особенно значим, если учитывать долгосрочную перспективу: обеспечение безопасности – приоритетная задача в ходе подготовки к Олимпиаде в Сочи в 2014 г. 

Еще одним фактором, который остается в поле зрения федерального Центра, выступают интересы руководства Грузии, занимающего недружественную позицию по отношению к РФ. Официальные лица республики уже высказали недовольство учениями «Кавказ-2012», неофициально же российские «силовики» обсуждают возможность провокаций в период подготовки к Играм. Вполне закономерно, что антитеррористическая подготовка началась заблаговременно: концепция безопасности Олимпиады была передана на рассмотрение правительства еще летом 2009 года, тогда же был утвержден бюджет на на перевооружение ведомств, которые должны будут обеспечить безопасность Олимпиады в Сочи (МВД, МЧС, ФСБ). 

Программа предусматривает, в том числе, создание центра МВД «Олимпиада-2014», увеличение численности сотрудников полиции в столице зимних Олимпийских игр, установку на всех олимпийских объектах автоматической системы контроля и программных комплексов безопасности. 

© 2008 - 2024 Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года, Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-82371 от 03 декабря 2021 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".