Хрущев убил Сталина дважды
Ходжа, первый секретарь АПТ и лидер Албании с 1945 по 1985 г., утверждает, что Хрущев убил Сталина дважды: один раз в прямом смысле, а второй раз - опорочив и оклеветав его уже после смерти.
Энвер Ходжа был уникальным человеком. После смерти Сталина он больше 30 лет (до 1985) проводил в Албании политику, предельно близкую к тому, что когда-то создавал в Советском Союзе «вождь всех народов». Более того, начиная с
Кумиром для Ходжи всю его жизнь был великий вождь и учитель Иосиф Виссарионович Сталин. Правда, на похоронах своего кумира Ходжи не был, испугался отравления. Позже он часто будет обвинять Хрущева и его соратников в отравлении всей верхушки мирового коммунистического движения (Сталин, Димитров, Готвальд и Берут). Говорят, что руководство Албанской партии труда просило советское руководство после XX съезда и разоблачения «культа личности» передать им тело Сталина. Хрущев отказал. Но памятники вождю всех народов, равно, как и топографические названия в Албании никто менять не стал. Культ личности Ходжи слабо отличался от сталинского.
Вполне понятно, что доклад Хрущева о сталинском культе личности был воспринят Ходжей крайне негативно, он даже досрочно покинул съезд. Следующим поводом к критике Хрущева стало сокращение финансовой помощи Албании в ответ на обвинение советских властей в ревизионизме и отходе от «гениальной политики Ленина-Сталина». Сразу после этого конфликта Албания отказалась платить по долгам.
Книга Ходжа «Хрущев убил Сталина дважды» состоит из двух примерно равноценных частей: одна посвящена Сталину, а вторая — хрущевцам.
Первая часть книги описывает встречи товарища Энвера со Сталиным. Эта часть любопытна вполне живыми образом Сталина, который готов глубоко вникать в любой вопрос, в том числе и о происхождении албанского народа, о котором у него была своя собственная оригинальная теория. Мы можем посмотреть на то, как воспринимался Сталин своими последователями (у меня нет оснований считать Ходжа каким-то исключительным любителем советского генсека). Впрочем, если верить Ходже то Сталин всегда занимал проалбанскую позицию (в том числе и по Косово, несправедливо занятое безродным космополитом Тито).
Вторая половина книги посвящена оскорблениям тех чиновников, что пришли на смену Сталину и обвинением их во всех смертных грехах, начиная от отравления Сталина (тут Ходжа ссылается на «дело врачей») и заканчивая отказом советского руководства уважать независимость братских компартий. Собственно окончательный конфликт между СССР и Албанией (вплоть до разрыва дипотношений со странами Варшавского блока) были связан с Пражскими событиями 1968 года.
Как и в первой части, товарищ Ходжа не пытается быть объективным и не скрывает своего презрения к врагам социализма. Возможно и применение двойных стандартов вроде постоянных попыток албанского руководства вмешаться в советскую политическую жизнь, но жесткий запрет на подобное вмешательство в дела Албании.
Язык книги ужасен, создается впечатление, что ты читаешь стенограммы плохой речи на съезде или доклад товарища Зюганова. Но, для того, чтобы реконструировать язык и нравы коммунистов середины XX века книга вполне подойдет. Остальным читателям сведение счетов полувековой давности вряд ли может быть интересно.
Энвер Ходжа «Хрущев убил Сталина дважды». ЭКСМО, Алгоритм 2010