Комментарий
2103
26 октября 2022 17:56
Хватит воспитывать профессиональных патриотов, давайте воспитывать патриотичных профессионалов
политологАлексей Чеснаков Проблемы в образовании есть не только с точки зрения организации процесса, но и с содержанием возникают вопросы. Потому что нужно пересматривать программы учебной дисциплины. Много раз поднимали этот вопрос: нужны новые требования, потому что не может человек, не проработав программу на определенном уровне, переходить на следующий курс и заслушивать следующую программу.Если говорить об истории, честно говоря, я не понимаю, а по какому учебнику будут учить 150 часов? Давайте определимся: нужны какие-то базовые учебники, написанные качественно. Не просто нам нужен базовый учебник, нам нужен качественный базовый учебник.
Хватит воспитывать профессиональных патриотов, давайте воспитывать патриотичных профессионалов. Я напомню, это, кстати, сказал еще Борис Николаевич Ельцин. Но мы патриотичных профессионалов не воспитываем.
Да, говорят о Scopus, но публиковаться-то где? Где эти профессиональные журналы, в которых должны публиковаться наши новые профессионалы? Их нет. Журнал «Политические исследования» — это 6 выпусков в год, и порой до года нужно ждать, чтобы там опубликоваться.
Давайте тогда вводить гранты на издания, которые будут предоставлять площадки нашим самым выдающимся коллегам, молодежи. Мы сами не знаем, как молодой специалист может пролезть в эту публикацию, если вместе с ним фамилию не предоставляет более статусный профессионал. Но это же тоже вид академической коррупции, с этим кто-то борется? Нет.
Мне бы хотелось, чтобы все начиналось не с организации, а с содержания, потому что, если организация будет хорошая и правильная, с правильным целеполаганием, но не будет правильного содержания, мы рискуем оказаться в пустоте, то есть мы не дадим вообще никаких смыслов.
Возвращаясь к истории, эти вещи должно делать именно гражданское общество. Посмотрите на университеты США. В Стэнфорде есть соответствующие требования, кодексы, которые ограничивают влияние зарубежных программ на процесс обучения. Есть Ассоциация американских университетов, которая тоже занимается соответствующими границами.
Конечно, государство правильно делает, ограничивая и через Совет Федерации, и через правительство влияние разного рода зарубежных программ, но нужно отделить полезное от вредного, и это должны делать профессионалы. Это должны делать ассоциации, может быть, не Общественная палата и не политологи на телевидении, а это должны делать профессиональные ассоциации специалистов в области истории, политических исследований, социологии.
Мы часто говорим о разного рода аспектах, связанных с работой нашего гражданского общества, а кто это — гражданское общество? Это те самые преподаватели, которые должны обеспечить качественный продукт, который должен преподаваться. Если его не будет, то никакой чиновник его вам не навяжет.
Правильно говорят о разного рода информационных войсках, только мне кажется, что, если мы наши информационные войска оденем в форму и дадим им какие-то звания, налепим какие-то шевроны, от этого не изменится ничего.
Мне кажется, нужно больше заниматься содержанием. Не хотелось бы, чтобы шевронами все ограничивалось. Если ими все ограничится, и у нас будет 200 тыс. солдат информационных войск, они все равно будут проигрывать, если у них не будет смыслов. Если бы временная комиссия СФ по защите государственного суверенитета и предотвращению вмешательства во внутренние дела РФ каким-то образом привлекла эти самые профессиональные ассоциации специалистов в области преподавания истории, в области международных отношений, политологии, социологии — тех, кто должен вырабатывать новые стандарты, по которым должно обучаться новое поколение, то туда неплохо привлекать и тех, кто будет по этим правилам в дальнейшем жить, то есть нести ответственность на собственной шкуре.
А то у нас часто получается, что правила пишут те, кто за этими правилами наблюдает, но сам на себе не испытывает последствия принятых решений. В этом смысле принципиально важно, чтобы то поколение, которое будет еще несколько циклов воспитывать студентов по этим лекалам, они бы занимались этим, а не просто те, кто уже умудрен опытом — их надо привлекать как экспертов, а не как организаторов.
Алексей Чеснаков, директор Центра политической конъюнктуры
13 ноября 2024
Колонки
Незнание языка — не преступление
Александр Астафьев о проблеме обучения
русскому языку мигрантов
15 апреля 2024
Колонки
Неминздравовский институт
Глеб Кузнецов о качестве медобразования
16 февраля 2024
Новости
В США обеспокоены иностранным влиянием на университеты
Иностранное финансирование американских
колледжей и университетов угрожает интересам США и влияет на политику, отмечает группа экспертов аналитического центра The Heritage Foundation. По их словам, зарубежное влияние необходимо ограничить, а контроль за ним — ужесточить.