Мартынов: вручение «Оскара» стало примером «эстетизации политики»
Лос-Анджелесе прошла церемония вручения «Оскаров» – самых престижных в мире кинонаград.
Лучшим фильмом прошлого года американские киноакадемики признали картину «Операция Арго», снятую Беном Аффлеком. Победителя в главной номинации по видеосвязи объявила супруга президента США Мишель Обама.
По мнению многих экспертов, это лишнее подтверждение политизации кинематографа. Такого мнения придерживается преподаватель Высшей школы экономики, обозреватель Кирилл Мартынв:
Кинематограф, как и любое медиа, как газеты, как кинематограф, как интернет – в высшей степени политизирован. Это обусловлено естественным контекстом существования этого вида искусства.
Если мы посмотрим на 20-е столетие, на классическую эпоху кино, то большие политические диалоги при товарище Сталине напрямую развивались в умах современников соответствующими образцами киноискусства. То, что изменилось и сегодня – и режиссеры, и зрители стали более искушенными: им уже много раз показывали разного рода фильмы, в которых они видели политические ценности. Сейчас чаще всего о политике в кинематографе приходится говорить как-то иносказательно, но сути это совершенно не меняет.
Самый известный современный популярный философ Славой Жижек рассуждения в своих книгах строит в том числе на анализе популярного кинематографа, очень часто приводя в пример какие-то фильмы, в том числе фильмы, которые никаких «Оскаров» не получают. И на примерах кинематографа он показывает картину мира, в которой мы живем.
Мне кажется, что появление Мишель Обамы на вручении «Оскара» - это очень интересная история в Жижековском духе. Обама хотела, видимо, произвести «романтизацию политики», «эстетизацию политики» - хотела сделать политику красивой и приятной, облагороженной.
Здесь заключается некий парадокс. Обама, прокравшись в самое политизированное из искусств, сделала это для того, чтобы показать, что она и ее муж – политики с человеческим лицом, что они тоже смотрят фильмы и радуются голливудским драмам вместе со всей нацией. Для политика это нечто вроде участия в благотворительном концерте.
Например, Билл Клинтон играл на саксофоне уже после своей президентской карьеры. Мишель Обама - не президент, поэтому она может себе тоже такое позволить. Отправившись за этой эстетизацией политики, Мишель Обама, возможно, показала подлинную сущность нынешнего кинематографа, который насквозь политизирован вне зависимости от желания зрителей и авторов. Любой фильм несет политические ценности, транслирует их и говорит на политическом языке со своими зрителями.