Массовый туризм в сталинской пов- седневности
Предвоенная история массового молодежного туризма в СССР.
Известный немецкий философ Мартин Хайдеггер, как нам известно из его биографии, до своего нацистского периода имел привычку устраивать вместе со своими студентами пешие походы, целью которых было приобщить молодежь к культуре Германии и просто неплохо провести время. Спустя некоторое время эту практику переняла молодежная организация рейха — «Гитлерюгенд». Группы молодых людей в коричневых рубашках и шортах маршировали под барабан, ставили палатки, жгли костры, пели песни хором и занимались прочим сельским тоталитаризмом.
Аналогичный бурный рост молодежного туризма был замечен в это же время и в СССР, что по идее должно было бы натолкнуть на проведение дополнительных параллелей между режимами. Между тем, как и в большинстве подобных случаев, они будут не уместны. Т.к. туризм в СССР и Германии, как, впрочем, и все прочие годные для сопоставления атрибуты тоталитарного, носил структурно предельно различное назначение.
Если для немецкой молодежи прогулки по сельской местности оставались только лишь прогулками, пусть и заточенными под сплочение духа и пр., то для советской власти городские туристы были жизненно важным инструментом по работе с селом. Дело в том, что основной кадровый ресурс для октябрьской революции и последовавшей за ней Гражданской войны большевикам поставляли города. В этом нет ничего удивительного, но важно при этом понимать, что именно города должны были обеспечить основной агитационный ресурс и для поствоенного времени — грамотных и при этом зараженных революционными идеями людей просто больше неоткуда было взять.
По сути своей, сталинские туристы были первым родом «модернизационного класса» своего времени, взявшего на себя функцию продвижения новых идей в массы.
Именно поэтому, стремительно эволюционирующие при Сталине молодежные туристские организации с таким ожесточением уничтожали нэпмановское РОТ и требовали от участников любого туристического предприятия «разъяснительной работы на селе», «внесения рацпредложений» и т.д..
Именно в таком специфическом структурном по отношению к государству положении, кстати, кроется историческая экономическая ущербность молодежного туризма в России. Созданный изначально как агитационный инструмент, он был просто не в состоянии зарабатывать деньги. Зато мог потреблять их на агитационные нужды в огромных количествах. Поразительно, что за последние 80 лет ничего не изменилось.
Игорь Орлов, Елена Юрчикова, «Массовый туризм в сталинской повседневности», М.: Российская политическая энциклопедия, 2010 — 224 с.
Книга приобретена в магазине «Фаланстер».