Мем и мим
Социологи констатируют неутешительное для оппозиции: консервативный российский электорат не принял на веру мем «"Единая Россия" - партия жуликов и воров», и Алексей Навальный стал его заложником, превратившись в мима.
Социологи из Аналитического центра Юрия Левады («Левада-Центр») измерили отношение россиян к политическим партиям. Данные получились неожиданными, бенефициаром в опросе выступает «Единая Россия». Как оказалось, несмотря на массированную информационную атаку на крупнейшую партию, продолжавшуюся с конца осени прошлого года, монолит прочен, кардинальной перемены настроений в отношении к партии со стороны простых избирателей не зафиксировано. Подтверждением тому – данные «Левада-Центра», говорящие, что доля граждан, которые «определенно согласны» с тем, что «Единая Россия» - партия жуликов и воров», существенно снизилась. Согласных с этим утверждением респондентов оказалось лишь 13%. Показательно, что месяц назад, когда информационная атака против партии была на пике, и еще не закончился весенний политсезон, так считали 42% россиян. Вместе с этим, стало больше людей, «определенно не поддерживающих» этот рожденный Алексеем Навальным мем. С июня этого года их доля выросла с 12% до 17%. Тех, кто «скорее согласен» с тем, что «Единая Россия» - партия жуликов и воров», сейчас 23%, «скорее не согласных» - 30%. Таким образом, в сравнении с июнем изменился и общий расклад. На сегодня, большинство - 47% - не считают, что единороссы - это сплошь коррупционеры. 35% опрошенных социологами уверены, что партия работает на благо всего населения России.
Логический вывод из данных социологов прост – кампания по дискредитации крупнейшей партии страны на данном этапе потерпела фиаско, несмотря на то, что для ее реализации имелись все необходимые предпосылки. На руку оппозиции играли и повышение общего уровня политической активности населения во время двух крупных федеральных выборных кампаний, и возросшие протестные настроения, и уличные выступления. Все эти факторы вкупе могли отразиться на результате. Не вышло.
И тут впору разобраться в причинах провала. Одна из них фатальна. У оппозиции не нашлось сколько-нибудь убедительных доказательств того, что крупнейшая партия страны – сплошь проходимцы. И в этой ситуации, Алексей Навальный очень напоминает мима, участвовавшего в античных греко-римских представлениях. Представления эти были, нужно заметить, на потребу публики, незамысловаты и просты: акробаты, фокусы, сценки с пением и танцами, бытовой сатирический фарс в исполнении мимов. Собственно, посмотрели греки и римляне и разошлись. Так произошло и с мемом Навального. Публика ждала чего-то остренького. Насладилась, пошумела, а когда информационный спектакль по дискредитации партии отшумел, разошлась и забыла. Так что вся эта история взаимоотношений Навального и «Единой России» - скорее ошибка оппозиционера, несущего сегодня серьезные репутационные потери. Потери эти могут перерасти и в трудности иного порядка. Вот уже и Генпрокуратура вплотную взялась за проверку листовки Навального о тарифах ЖКХ, которую он выпустил с символикой партии.
Иными словами, теперь же, без новой фактологической подпитки сиквел у оппозиции осенью не получится. Поэтому, как и прежде, содержательная часть для оппозиции – слабое место. Без веских аргументов протест рушится, как карточный домик.
Ефим КУЦ