Статья
1397 30 августа 2017 11:39

Минкультуры хочет обложить зарубежные фильмы сборами в 5 млн. руб. К чему это приведет?

Министерство культуры РФ в конце весны плотно взялось за кинопрокатчиков. Ведомство хочет ввести обязательные сборы размером в 5 млн рублей для показа иностранных фильмов в России. На днях министерство подготовило новые поправки в закон. Облагать пятимиллионным сбором Минкультуры предлагает только прокатчиков зарубежных фильмов с более чем 100 сеансами. «Актуальные комментарии» объясняют, кого сможет серьезно затронуть закон даже с учетом смягчающих поправок.

Что предлагает закон?

Прокатчики, которые не выплатят сбор в 5 млн руб за показ зарубежных фильмов, будут лишены лицензии на прокат, в том числе и любых других фильмов. Об этом гласят поправки в закон о кинопрокате. Он подготовлен Министерством культуры. Его предполагается внести в Думу до 3 сентября.

«В российский прокат выходит слишком много голливудских картин далеко не лучшего качества, которые отбирают зрителя у отечественного кино», — объяснил инициативу министр культуры Владимир Мединский.

Изначальное решение обложить сбором всех, без исключения, прокатчиков зарубежного кино было смягчено под давлением индустрии. Минкультуры решило дать послабление тем фильмам, у которых меньше 100 сеансов проката. С них сбор в 5 млн. руб. собирать не будут.

Как он будет работать?

Когда счетчик показов фильма перевалит за 100, прокатчик будет обязан к уже имеющемуся сбору в 3500 рублей добавить выплату дополнительного взноса в 5 млн руб. Если он этого не сделает, Минкультуры забирает обратно прокатное удостоверение для картины. Это означает, что фильма в прокате больше не будет. Обратно получить удостоверение прокатчик сможет только в случае выплаты этого сбора. Если он откажется от выплаты взноса вообще, Минкультуры может запретить этой компании прокат любых фильмов.

Куда уйдут деньги?

Средства, полученные от сборов, пойдут в Фонд кино. Предполагается, что эти деньги пойдут на развитие отечественного кинематографа – в частности, на производство и прокат.

Кого это затронет?

Сто сеансов – крайне низкий порог проката. Речь идет не о месячной цифре или количестве сеансов в одном городе или регионе, а об общем количестве сеансов. Чтобы примерно понимать охват разных картин, мы посмотрели цифры проката на «Бюллетене кинопрокатчика».

Так, последний «Человек-паук» был показан в 1196 российских кинотеатрах, «Планета обезьян» - в 1185 кинотеатрах. Меньше ста показов охватывают либо российские картины, либо фестивальное кино, либо европейские, латиноамериканские или азиатские ленты. Каждую неделю «Бюллетень» фиксирует около десяти релизов. Не превышают сто показов всего 1-2 ленты в неделю. Если считать грубо и приблизительно, на фильмы, которые показывают в ста кинотеатрах и меньше, приходится не более 10-20%. Половина из них – отечественного производства, поэтому их можно вычеркивать. Под действие закона они не попадут.

Кто в итоге больше всего пострадает от закона? Нужно понимать, что между 1000 показами и 150 есть огромная разница. Разберем на конкретных примерах.

Есть последний «Человек-паук». Его кассовые сборы на данный момент приближаются к отметке 900 млн руб. По правилам проката, половину этой суммы получат кинотеатры. Остается порядка 450 млн руб. Далее прокатчик обязан поделиться с компанией-владельцем прав на фильм (сумма договорная) плюс оплатить затраты на сам прокат и маркетинг фильма. Неизвестно, сколько получит прокатчик, а сколько владелец, но в любом случае здесь речь идет о суммах выше 100 млн руб чистого дохода. Пять миллионов больше или пять меньше – вопрос для прокатчика не критичный. 

Противоположный пример: в начале июля в российском прокате появился испанский триллер «Дикая история». Его показали в 150 кинотеатрах. Он собрал четыре миллиона рублей. Два из них уйдут кинотеатрам. В случае действия закона 5 миллионов пришлось бы отдать Минкультуры. Получается, что прокатчик не только потерял бы в прибыли, но и ушел в минус на 3 миллиона рублей минимум.

В итоге больше всего пострадают прокатчики европейских лент и артхауза. Им попросту станет невыгодно показывать в России фестивальные ленты. Закон в текущем виде фактически убьет независимый кинопрокат и оставит лишь крупных игроков.

Кинопрокатчики, продюсеры и режиссеры считают закон в нынешнем виде абсурдным. Президент «Кинотавра» Александр Роднянский назвал инициативу Минкультуры «разрушительной мерой». Руководитель Гильдии киноведов и кинокритиков России Кирилл Разлогов посчитал закон «безумием». Он заявил, что «количество иностранных фильмов не уменьшится, просто выпадут все качественные художественные фильмы» и останутся лишь «голливудские блокбастеры». Он напомнил, что «в свое время «Титаник» спас российский прокат от гибели».

Испанский триллер «Дикая история» и ему подобные, конечно, в одиночку не спасут прокат ни от какой гибели. С точки зрения самой индустрии ничего страшного не произойдет: для больших игроков 5 млн руб – капля в море. Гораздо значимее культурный урон – кроме низкобюджетных пиренейских боевиков пострадают фильмы с Каннов, Sundance и прочих значимых фестивалей. Обсуждаемые условия сделают фестивальным новинкам и артхаусу дорогу до зрителя более долгой и тернистой.    

Полученные средства Минкультуры собирается потратить на российское кино. Один из последних фильмов с участием средств ведомства мы все прекрасно помним. Печальная история с фиаско ленты «Взломать блогеров» - образец того, как нельзя тратить бюджетные средства. Поддержка российского кино – затея, безусловно, здравая, особенно на фоне новостей о том, что этим летом окупилась лишь одна российская лента. Но одной денежной инъекцией средств не обойтись. Российские фильмы в массе своей хоть и проигрывают в прокате даже фестивальным лентам, но все равно находятся в конкурентной среде, а любая конкуренция – как известно, двигатель прогресса. Зачистка «конкурентов» в лице фестивальных лент и простое вливание денег не заставят актеров лучше играть, режиссеров лучше снимать, а продюсеров быть более разборчивыми. Принятие закона в таком виде – прямая дорога к десяткам лент вроде «Взломать блогеров», убыткам производителей, прокатчиков, площадок и скудности репертуара.

Тем не менее, закон еще не принят. Хочется верить, что грамотный диалог Минкультуры и власти приведет к общему консенсусу, и закон в конечном виде не убьет независимый прокат и не заставит кинотеатры и прокатчиков терять деньги и зрителя.      


Автор:
© 2008 - 2024 Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года, Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-82371 от 03 декабря 2021 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".