Комментарий
1900
27 октября 2016 15:16
Мины замедленного действия для ЕР
политический социологИгорь Минтусов Эксперты Российской ассоциации политических консультантов (РАПК) подготовили доклад, в котором анализируются последствия парламентских выборов и погнозируется грядущая реформа политсистемы.«Актуальные комментарии» попросили президента РАПК Игоря Минтусова рассказать о преобразованиях, которые ожидаются во внутренней политике и реформах, которые назрели в ЕР.
- Если говорить о прогнозе на ближайшие полтора года до президентских выборов, никаких глобальных реформ не будет и не ожидается.
Речь идёт только о корректировке, изменении определённой внутренней политики, и это вопрос другого уровня. Как я очень хорошо помню, когда в 2007 году тогдашнего первого заместителя главы администрации президента Суркова журналисты атаковали вопросами, каковы будут изменения в политике после того, как президентом станет Медведев, насколько они будут большими. Ответ был предельно понятным и внятным, и он звучал следующим образом: «первое и главное, будет другой человек». Произошли ли какие-то изменения, можно судить в зависимости от того, под каким углом зрения вы это рассматриваете. С одной стороны, можно сказать, что изменений в политической системе не было никаких, с другой стороны, изменения определённые были, появилось, условно говоря, «Сколково», что-то ещё. Поэтому если говорить об изменениях, то сейчас, если субъективизировать этот вопрос, все исключительно сводятся к оценке сравнительной личностных качеств Сергея Кириенко с Вячеславом Володиным. Это важный факт, но это существенно не будет менять архитектуру политической системы и даже не будет менять политику, он скорее будет менять определённую тактику, имеется в виду, методы и способы решения тех либо иных поставленных задач. Политика страны останется прежней - продолжение развития России как суверенного государства, усиление голоса России на международной арене, дальше рост влияния России как с помощью мягкой силы, так и с помощью немягкой.
В этом смысле слова политика системы будет развиваться дальше в том геополитическом фарватере, который задан последними тремя-четырьмя годами. Здесь можно отметить два важных направления – Сирия и Украина.
Здесь изменений не будет.
То, что касается внутриполитической ситуации, то кризис здесь потенциальный.
Я приведу два примера. С одной стороны, ЕР одержала сокрушительную победу. Возьмём первую государственную Думу в качестве одного примера и в качестве другого примера Законодательное собрание Приморского края, которое было соответственно выбрано. И там, и там ЕР набрала где-то близкое к 75% мандатов, то есть такое подавляющее большинство. И если в первом случае, я имею в виду, Госдуме, скажем так, аккуратно, у представителей ЕР, возможно, не без подсказки президента, распределение комитетов в Госдуме произошло не в соотношении 75 на 25 (как это должно было быть по политической логике, 75% имеет одна партия, соответственно, она имеет все юридические, правовые, если хотите, легитимные основания поделить соответствующим образом комитеты), а сохранились прежние пропорции руководителей комитетов: именно, 50 процентов возглавляют представители ЕР, другие 50% - оппозиционные партии. В Приморском крае – иная картина. В соответствии с полученной квотой единороссы заняли все 75 процентов. Цифра не точная, она может быть чуть меньше была, важно, ЕР выбрали всю свою квоту. А потом приняли ещё замечательный закон, что зарплату теперь в законодательном собрании Приморском крае будут получать только руководители комитетов и их там замы. А простые депутаты получать зарплату не будут.
Это такая логика, когда победитель получает всё, а если соперник проиграл, то ему нужно сделать контрольный удар ломом в грудь, как я говорю на языке бывших новых русских. И если вот эта логика будет продолжаться в регионах, то ЕР приблизится к стопроцентной монополии на принятие всех без исключения решений в регионах. Казалось бы, в результате этого политическая система в регионах ещё более укрепится. Но я бы сказал, что это очень смелое предположение. Поэтому вот эта сокрушительная победа подавляющим преимуществом ЕР имеет под собой мины замедленного действия. Потому что любая власть в любой стране – это консенсус между политическими партиями с одной стороны внутри, между политическими партиями, и второе – это консенсус между всеми политическими партиями с одной стороны и населением, с другой стороны. И когда есть консенсус внутри политического класса, и консенсус между политическим классом и населением, тогда система устойчива, а если этого консенсуса нет, это всё может аукнуться при первом неудачном с точки зрения общественного восприятия решении, которое совершит ЕР. Естественно, все политические силы, которые чувствуют себя ущемлёнными, воспользуются этим со всей страстью своих желаний и амбиций, которые они не реализовали ни на выборах, ни после них в виде корректного распределения мест в законодательных и городских собраниях различных городов и регионов.
- Получается, ЕР должна либо реформироваться, либо сходить со сцены….
- ЕР будет сходить со сцены по мере необходимости. Пока она удовлетворяет главную задачу, такое цементирующее состояние в обществе. Пока она выполняет эту задачу - получила большинство, пока нет необходимости с ней что-нибудь делать.
Но это обратная сторона медали. Политические или социальные меньшинства могут оказаться драйверами определённых политических внутренних пертурбаций как только будет дан повод в виде не очень удачных либо неудачных политических решений, которые рано либо поздно произойдут. Даже выдающиеся спортсмены не могут на соревнованиях попасть в яблочко сто раз из ста. У ЕР будут какие-то неудачные решения и промахи и так далее, это совершенно очевидно.
- Некоторые эксперты прогнозируют, что в будущем могут остаться чуть ли не две партии – ЕР и ЛДПР.
- Этот прогноз можно отнести к очень отдаленному будущему. К тому же чем будущее более отдалённое, тем больше тумана в этом будущем. Это, скорее сценарий, который может произойти, а может и нет. Тем более сильна социал-демократическая, коммунистическая, то, что называется левая идеология.
Поэтому такой прогноз я бы не стал рассматривать как как один из самых вероятных.
Более реальная история, что рядом с ЕР начнет автономно действовать ОНФ. Это произойдет, чтобы ЕР не превратилась в неповоротливый политический монолит, в чемодан без ручки, который вроде с одной стороны и бросить политическая элита не хочет, а с другой стороны, она перестанет выполнять свои функции. Один из сценариев – ОНФ создаст свою фракцию, которая будет оппонировать внутри той же Госдумы ЕР. Это более реальная история, так она повысит устойчивость системы.
- В любом случае, реформы в политисистеме неизбежны. Как они будут происходить?
- До президентских выборов, я думаю, она меняться не будет. Что будет потом, пока сложно прогнозировать. Очень много будет зависеть от общественных настроений, а на них будут влиять два фактора – внутриэкономическая ситуация и темы, связанные с внешней политикой. Здесь есть разнонаправленные векторы. С одной стороны, будет усиливаться тенденция по созданию образ врага в виде других стран. С другой стороны, будет происходить мобилизация вокруг той политической партии, которая с этими врагами отчаянно борется. И это противоположные тенденции и здесь очень сложно давать прогноз. Если эти тенденции ( которые можно назвать взаимодополняющими) сбалансируют, в политической системе не будет происходить больших изменений.
Если одна из тенденций преобладает, то тогда произойдут изменения в политической системе, будет создаваться новая партия либо усиливаться одна из существующих, но ей придется менять идеологический формат, риторику. Я хотел привести пример: политическую систему можно представить как желе, которое в руках несут несколько людей в стране. Это не камень и не кирпич, который можно донести положить как хочешь. Это - желе, которое может в какой-то не очень удачный поворот выскользнуть из рук.
Поэтому работа любого политика – это поддержка руками вот этого желе, которое с одной стороны имеет определенную консистенцию, плотность и его можно держать, если оно тем более из холодильника, а с другой стороны, может превратиться в воду.
Желе – это общественное настроение. В зависимости от него политики будут подстраивать те или иные подпорки, подносы, чтобы это желе не упало на землю и не стало неуправляемым.
Автор: Беседовала Лина Вискушенко
____________
Читайте также:
25 марта 2024
Анонс
Праймериз «Единой России»
25 марта стартует предварительное голосование
«Единой России».
18 декабря 2023
Новости
Суверенитет как ключевая ценность: политологи о выступлении Путина на съезде «Единой России»
Ключевым тезисом в выступлении президента
Путина на съезде «Единой России» 17 декабря стало то, что суверенитет является главной ценностью для государства, отмечают политологи. Эксперты также обратили внимание на высокую оценку, данную Путиным относительно значения «Единой России» в политической системе и жизни страны.
17 декабря 2023
Анонс
Съезд «Единой России»
17 декабря на площадке выставки «Россия»
на ВДНХ пройдет съезд «Единой России».