Модернизация регионов
Важнейшим событием недели стало заседание президиума Госсовета в Хабаровске, в ходе которого затрагивались ключевые вопросы развития отношений между Центром и субъектами федерации. Речь шла о совершенствовании системы оценки работы исполнительной власти регионов (в частности, губернаторов) и децентрализации власти путем перераспределения полномочий и финансовых потоков.
Проблема совершенствования системы оценки работы глав регионов весьма актуальна вне зависимости от экономического контекста, хотя ожидания новой волны кризиса могли ускорить процесс пересмотра методики комплексной оценки. Еще более важны задачи модернизации, к решению которых администрации субъектов пока подходят недостаточно активно. Показательный пример – привлечение инвестиций: несмотря на федеральный курс финансового и политического стимулирования наиболее успешных по этому параметру территорий, региональные власти зачастую предпочитают занимать «пассивную» позицию, рассчитывая на новые дотации и субсидии из госбюджета.
С модернизационной повесткой связана и задача повышения качества управления на разных уровнях власти. Роль «социальных лифтов», обеспечивающих своевременное, соответствующее потребностям развития государства и общества обновление руководящих кадров, крайне важна. При переходе от индустриального к постиндустриальному обществу возрастает значение интеллектуального труда, соответственно, в процессе формирования элиты должен преобладать меритократический подход, предполагающий выдвижение на ключевые властные посты наиболее компетентных управленцев. Это актуально как для федерального, так и для регионального уровня власти. Между тем к настоящему времени система оценки работы губернаторов, созданная указом президента от 28 июня 2007 г., так и не начала работать. Получаемая на основе статистических данных картина лишь условно отражает реальное положение дел в социальной и экономической сферах региональной жизни. Еще более важно, что установленные ранее критерии эффективности фактически не влияли на процесс принятия кадровых решений: «непрозрачным». Все это обусловливает необходимость изменений: вероятно, параметры определения качества работы глав регионов будут существенно скорректированы.
Что же касается межбюджетных отношений, то работа по согласованию интересов властей разных уровней далека от завершения. Наиболее сложным в ходе перераспределения полномочий выступает вопрос финансирования: администрации субъектов отстаивают необходимость получения дополнительных источников доходов (за счет налоговых поступлений) и сопротивляютсястремлению Центра возложить на них не только дополнительные полномочия, но и расходные обязательства. Расходы рассматриваются Москвой как неотъемлемая часть процесса расширения компетенции. На местах же (и на уровне субъектов, и на уровне муниципалитетов) чиновники акцентируют вопрос о дополнительных средствах для обеспечения новых полномочий, отмечая, что в существующей структуре бюджетов «резервов» на эти нужды не предусмотрено.
Крупные проекты модернизации, связанные с развитием столь необходимой многим регионам инфраструктуры, по-прежнему предполагается реализовывать за счет федерального Центра. Основной источник же повышения доходов регионов и муниципалитетов, федеральный Центр видит в постепенной отмене льгот, которые установлены федеральным законодательством в отношении региональных налогов. Речь идет о налогах на имущество, льготах по земельным налогам и пр.
Оксана ГОНЧАРЕНКО, Центр политической конъюнктуры

