Статья
1323 20 апреля 2011 13:23

Москва защитила Йемен

Совет безопасности ООН впервые обсудил политический кризис в Йемене, где последние несколько недель продолжаются столкновения демонстрантов с полицией. Однако резолюцию, как это было в случае с Ливией и Кот-д'Ивуар, принять не удалось.

Согласовать заявление по ситуации в Йемене из-за возражений российской стороны, сообщает телерадиокорпорация BBC со ссылкой на неназванных дипломатов.

Отмечается, что до начала заседания министр иностранных дел РФ Сергей Лавров предупредил представителей оппозиции Йемена, что ей не следует рассчитывать на поддержку стран Запада в той мере, в какой на нее могли рассчитывать ливийские повстанцы.

И хотя западная телерадиокорпорация отмечает, что мотивы Москвы пока неясны, наблюдатели отмечают, что некоторые делегации стран-членов Совбеза пока осторожничают, так как Йемен впервые появился в повестке дня ООН, а ситуация в этой стране «довольно сложная и деликатная».

Также сообщается, что Совбез пока воздерживается от обращения к бунтовщикам, так как Россия и Китай настаивают, что все происходящее в Йемене является внутренним делом страны. При этом, международное сообщество, судя по всему, не готово смотреть на происходящее в Йемене сквозь пальцы. Сообщается, представители разных стран в ООН намерены провести консультации со своими правительствами и готовы собраться на очередное заседание уже в конце этой недели.

Напомним, столкновения в Йемене начались уже по знакомому сценарию. Протестующие начали акции протеста с требованием экономических реформ. Вслед за этим они потребовали отставки Али Абдуллы Салеха, который правит страной 32 года.

Так же как и экс-президент Египта Хосни Мубарак, Салех пытается найти компромиссное решение. Он не согласился на немедленную отставку, но обещал не участвовать в президентских выборах в 2013 году. Призывы сесть за стол переговоров с оппозицией не увенчались успехом. На прошлой неделе, президент Йемена Али Абдулла Салех заявил, что готов к мирной передаче власти конституционным путем.

В частности, как сообщает BBC, речь шла о передаче власти вице-президенту страны и созданию нового правительства, в которое войдут представители «всех течений йеменского общества». Однако оппозиция не пола на компромисс. Их не устроило требование Салеха об иммунитете для президента и членов его семьи.

Нужно отметить, что в беседе с «Актуальными комментариями» эксперты неоднократно высказывали предположения, что если мировое сообщество смогло бы выработать именно предоставление гарантий диктаторам, на которых обрушились революционные толпы, то это бы могло снизить накал противостояния. Иначе лидеры, которых стремится сместить оппозиция, понимая, что их ожидают жесткие репрессии, отстаивают свою власть любыми средствами.

Однако, как мы видим такого механизма пока не выработано. Бывший президент Египта Хосни Мубарак находится под арестом. Полковник Каддафи оказывает жесточайшее сопротивление оппозиции и военным силам коалиции. Недавно ООН была санкционирована операция в Кот-д'Ивуаре . Дальше что? В случае каких-то событий вводить войска Европы по всему миру?.

Общеизвестно, 2001 год ознаменовался волной антиправительственных протестов на Ближнем Востоке и Северной Африке. Революционный шлейф растянулся на весь регион. И если события в Египте и Тунисе завершились хоть и не безболезненной, но сменой власти, то ситуация в Ливии вылилась в затяжную и кровопролитную войну.

Сейчас аналогичная ситуация возникла в Йемене.

Правда, стоит отметить, что мировое сообщество долго воздерживалось от комментариев относительно происходящего в Йемене. По крайней мере, ни Запад, ни Европа не вели себя столь активно, как в случае с Египтом или с той же Ливией.

Разве что Совет безопасности ООН довольно сдержано призвал власти Йемена и противоборствующую им оппозицию к сдержанности и диалогу.

Газета New York Times также сообщила со ссылкой на американские и йеменские власти, что администрация президента США может из-за продолжающихся протестов пересмотреть свое отношение к президенту Йемена и сейчас будет склоняться к тому, что Салех должен оставить пост главы государства.

Между тем представители разных стран в ООН намерены провести консультации со своими правительствами и готовы собраться на очередное заседание уже в конце этой недели.

Однако, учитывая сегодняшнюю позицию России, создается ощущение, что в череде смены власти в странах Ближнего Востока и Северной Африки будет если е поставлена точка, то грядет пауза. Если быть более точным, скорее всего революционные процессы в регионе будут протекать без столь активного вмешательства международных игроков.

Ведь, по большому счету, на этом была основана позиция России и тогда, когда она критиковала резолюцию СБ ООН 1973 по Ливии. Не воспользовавшись правом вето, когда Совбез ООН принимал резолюцию, Москва неоднократно выступала с критикой, отмечая, что нельзя выходить за рамки резолюции.

Буквально на днях глава МИД России Сергей Лавров вновь сделал заявление по Ливии.

«В Москве подтверждают принципиальную позицию России, которую она последовательно продвигает с самого начала драматических событий в Ливии, призывая к безотлагательному прекращению насилия и боевых действий, переводу разрешения конфликта в политико-переговорное русло», - говорится в сообщении МИД РФ.

Совершенно очевидно, что военно-силовыми средствами ливийскую проблему решить невозможно. Необходимо найти основу для продвижения к национальному примирению с учетом подлинных интересов и чаяний ливийского народа», - заявляют в министерстве.

«Задача международного сообщества - всемерно способствовать тому, чтобы был положен конец вооруженной конфронтации в Ливии и открыт путь к осуществлению назревших в этой стране преобразований. Россия продолжит поддерживать такие усилия», - заявляют в российском МИД.

Ранее министр иностранных дел России Сергей Лавров также заявлял о недопустимости силовых попыток решения политических проблем, существующих в различных странах.

«Необходимо, чтобы международное сообщество больше не потакало попыткам силой решать политические проблемы, а стимулировало политические группы в соответствующих государствах вести переговоры», - сказал Лавров на пресс-конференции по итогам заседания глав МИД СНГ.

Сегодняшняя позиция Россия по Йемену, по большому счету показывает, что Россия намерена отставать свою позицию невмешательства во внутренние дела других стран. Этот постулат с учетом ситуации в Ливии все чаще ставится под сомнение теми или иными мировыми державами.

Скажем, та же Франция, по инициативе которой во многом и началась военная операция в Ливии, намеревалась обсудить вопрос о вводе наземных войск в Ливию. Исходя из позиции России по Йемену, Москва. Скорее всего в данной ситуации воспользуется правом вето, желая отстоять свою позицию по Ливии.

Такую точку зрения «Актуальным комментариям» высказал ведущий эксперт Центра политической конъюнктуры Максим Минаев.

«Резолюция по Йемену может оказать прелюдией новой резолюции по Ливии. Французская сторона активно обсуждает вопрос еще одной резолюции по Ливии, где была бы разрешена уже наземная операция против войск Каддафи. Блокируя резолюцию по Йемену, Россия показывает свой реальный вес и демонстрирует, что она может воспользоваться правом вето и по новой резолюции по Ливии. « Франции возникнут сомнения – а стоит ли говорить новую резолюцию по Ливии, а что если она будет заблокирована», - отметил Минаев.

По словам эксперта, Россия понимает, куда ведет эта практика принятия резолюций. Ситуация в Кот-д'Ивуаре ( по отношению к этой стране ООН приняло решение о военном вмешательстве, поддержав оппозицию ) и в Ливии говорит о том, что резолюция - это санкция на открытую военную интервенцию, насильственное смещение правящих политических режимов и так далее. «Естественно такое активное вмешательство государств входящих в НАТО России не выгодно, потому что создается не только прецедент для пересмотра политической карты Ближнего Востока и Северной Африки, но и создается канал влияния этих государств Евроатлантики в этом регионе. Учитывая тот факт, что у России есть реальный инструмент блокирования подобных инициатив, она, скорее всего, будет его применять», - подчеркнул эксперт.

Однако, по мнению экспертов, пока речь не идет об увеличении влияния России на ситуацию в регионе.

«Мы можем пока что лишь блокировать какие-то инициативы, которые идут вразрез с нашими интересами, но о реальном вовлечении в игру пока речи нет», - отметил Минаев.

По мнению шеф- \редактора «Русского журнала» Бориса Межуева, Россия старается не допустить чтобы каждое государство, особенно член НАТО, позволило вмешиваться во внутренние дела других стран.

«Мировому порядку такая страна нужна. Россия, к сожалению, эту роль не смогла сыграть в Ливии, хотя я уверен, что многие хотели, чтобы она ее сыграла. Но она может ее сыграть в дальнейшем», - подчеркнул Межуев.

Комментарии экспертов

Мне кажется, что в данном случае российская дипломатия соблюдает некоторую осторожность. Не скажу, что последовательность, но осторожность, что, в принципе, характерно для многих стран в виду всех этих революционных событий на Ближнем Востоке.

Россия исходит из того, что ситуация в Ливии была исключительным случаем, что, конечно, не так объективно говоря. Но тем ни менее, наверное, это правильно, такая политика понятна.

В данном случае, это та политика, которую от нас ждут американцы. Это мое мнение. Мне кажется американская администрация, по крайней мере, нынешняя американская администрация, не смотря на все воинственные заявления хотела бы, чтобы Россия продолжала играть роль осторожного партнера Америки, уравновешивающая по крайней мере такие агрессивные поползновения разнообразных американских союзников, которых сложно остановить когда они начинают свои операции. Они тем самым провоцируют вовлечение США в те или иные военные конфликты, которые Америка, может быть, теоретически считает, что они оправданы, но практически ни сил, ни возможностей у Америки вовлекаться в них - нет. В США - чудовищная ситуация с дефицитом бюджета.

На данный момент, как мне представляется, речь идет том, чтобы, условно говоря, не допустить не столько ценностное невмешательство во внутренние дела других стран, сколько не дать зеленый свет, чтобы каждое государство, особенно член НАТО, инициировало военную операцию. Вообще, на мой взгляд, все эти события в Ливии поставили под вопрос существование НАТО. Американцы стали задумываться – если каждый Саркози из этого огромного блока (Франция является членом НАТО) теперь захочет начать какие-то военные действия, то Америка должна всегда идти на помощь?

Поэтому позиция России в этом смысле продуктивна. Когда надо, она может не дать зеленый свет какой-то очередной военной акции. Это нужно миру. Мне кажется, мировому порядку такая страна нужна. Россия сейчас, к сожалению, эту роль не смогла сыграть в Ливии, хотя я уверен, что многие хотели, чтобы она ее сыграла. Но она может ее сыграть в дальнейшем.

Потому что ясно, что если возникла ситуация в Кот-д'Ивуар, то может пойти цепная реакция. Вопрос – что дальше? В случае каких-то событий вводить войска Европы по всему миру? Это означает новый процесс колонизации мира. Да и ресурсов у Запада и Европы не хватит, да и сил удерживать ситуацию. Это вообще черти к чему все может привести.

Но с другой стороны у европейских стран есть большие ценностные заявления, обязательства, которые говорят о том, что Европе надо повсеместно защищать бедствующее население от всех возможных репрессивных действий со стороны их властителей. Как объяснить некоторое противоречие между наличием таких глобальных обязательств и незначительных ресурсов? Здесь позиция очень важна.

Такая роль России, в общем-то, выгодна Западу. Так что Россия прекрасно совмещает свою некоторую осторожность, консервативность своей политики с партнерством с Западом. Никакой другой роли мы сейчас не видим у России. Никакой другой позиции общественное мнение не поддержит. В ситуации с Ливией Россия не воспользовалось правом вето. Теперь она играет эту традиционную роль, что, мне кажется, будет позитивно всеми воспринято и внутри страны и вне ее.

Я не думаю, что здесь речь идет об активизации России в регионах, скорее можно говорить в большей степени о том, что Россия понимает, куда ведет эта практика принятия резолюций как по Кот-д'Ивуару, так и по Ливии. Это - санкция на открытую военную интервенцию, насильственное смещение правящих политических режимов и так далее.

Естественно такое активное вмешательство государств, входящих в НАТО, России не выгодно, потому что создается не только прецедент для пересмотра политической карты Ближнего Востока и Северной Африки, но и создается канал влияния этих государств Евроатлантики в этом регионе.

Учитывая тот факт, что у России есть реальный инструмент блокирования подобных инициатив она, скорее всего, будет его применять.

Нужно учитывать, что эта резолюция по Йемену может оказаться прелюдией новой резолюции по Ливии. Потому что французская сторона активно обсуждает вопрос о введении еще одной резолюции по Ливии, где была бы разрешена уже наземная операция против войск Каддафи.

Если сейчас Россия еще раз воздержится, то получается, что будут открыты возможности, соответствующий коридор для принятия резолюции по Ливии. Для того, чтобы показать свой реальный вес, свою реальную позицию Москве нужно будет сейчас блокировать резолюцию по Йемену. Если резолюция будет заблокирована, то у Франции возникнут сомнения – а стоит ли говорить новую резолюцию по Ливии. А что если она будет заблокирована и ее усилия пойдут прахом?

Однако, я бы пока не давал однозначной ситуации по Йемену. Возможны любые сценарии по резолюции по Йемену. Это и блокирование Россией. Я подозреваю, что аналогичную позицию займет Китай. Но также возможно, что обе страны могут воздержаться. Они вряд ли поддержат эту резолюцию, но не исключаю, все будет решаться с начала активных консультаций в Нью-Йорке.

То есть сейчас пока нет должной активизации контактов. Речь идет о консультациях между официальными представителями, которые представляют интересы своих стран. Это не консультации внутри ООН, а это внешние консультации. Эти делегации согласуют свою позицию не столько с мнением участником Совбеза, а столько с мнением своего руководства в столице. Соответственно, тут возможны любые варианты.

Скажем, возможен вариант, когда МИД может выйти на прямую связь с Кремлем и выразить опасения по этой резолюции. А эту тему может переиграть, например, звонок Обамы в Москву, где будет разъясняться необходимость принятия резолюции по Йемену. Тогда, скорее всего, придется воздержаться при голосовании по резолюции.

Пока, на мойв взгляд, Москва не готова к активному участию в делах региона. К тому же наметились кадровые перестановки в отделе МИД, который курирует этот регион. На данном этапе, на мой взгляд, мы можем пока что лишь блокировать какие-то инициативы, которые идут вразрез с нашими интересами, но о реальном вовлечении в игру пока речи нет.
 

© 2008 - 2024 Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года, Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-82371 от 03 декабря 2021 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".