Статья
1504 10 июля 2009 0:01

Музей Алексия II на Валааме

Патриарх Московский и Всея Руси Кирилл открыл в пятницу на острове Валаам музей имени Алексия II.

Патриарх совершил молитву, после чего вместе с главой Карелии Сергеем Катанандовым перерезал ленту перед входом в музей.

"Мы открыли музей на том месте, где раньше было запустение. За эти годы монастырь возродился, и появилась потребность рассказать о его жизни. Этот музей - замечательное свидетельство нашего трудного пути. Знаменательно, что музей носит имя Алексия II, который стоял у истоков возрождения монастыря", - отметил предстоятель Русской православной церкви.

Затем патриарх Кирилл и делегация правительства Карелии осмотрели экспозицию музея, открытие которого приурочено к 20-летию возрождения монашеской жизни на Валааме.

Музей располагается в цокольном помещении храмового комплекса Свято-Владимирского скита. Экспозиция составлена из фондов Валаамского научно-исследовательского музея и архива монастыря.

В музее четыре экспозиционных зала. Первый посвящен древней истории монастыря и представляет иконы Валаамских святых, во втором зале можно ознакомиться с собранием картин русских художников XIX века и современных художников, изобразивших на своих полотнах Валаамский архипелаг, монастыри и скиты.

Третий зал посвящен возобновлению монашеской жизни на Валааме и возрождению обители. Четвертый посвящен послушанию - тому, чем должны заниматься монахи на острове (ремесла, сельское хозяйство, промыслы).

По благословению патриарха Кирилла один из разделов экспозиции посвящен патриарху Алексию II, который впервые посетил Валаам в 9-летнем возрасте и впоследствии много сделал для восстановления обители. В музее выделен специальный фонд, который собирает его личные вещи, письма, книги о нем. В экспозиции также собраны подарки от президента России, церковное одеяние патриарха, в которое он облачался на праздники.

Всего в музее собрано около 700 экспонатов, среди которых наиболее ценные Синодики (записи) Иоанна Грозного, реконструкция древнего скриптория, иноческий потребник XVII века.

Как отметила автор концепции музея Наталья Харламова, правильное название музея с церковной точки зрения - древлехранилище Валаамского монастыря имени патриарха Алексия II. "Мы три года работали над созданием этого древлехранилища. Идея его создания принадлежит игумену Валаамского монастыря Панкратию", - сказала она.

Монастырь на Валааме был основан в XIV веке. Он пережил оккупацию шведов в 18 веке и финнов в 1919 году. После тяжелых боев в сентябре 1941 года острова были сданы врагу и освобождены советскими войсками лишь в 1944 году.

Hовое возрождение монастыря началось в 1989 году, когда сюда прибыли первые шесть иноков. В 1990 году монастырю был дарован статус ставропигиального. Его настоятелем являлся патриарх Московский и всея Руси Алексий II.

Сегодня Спасо-Преображенский Валаамский монастырь насчитывает около двухсот насельников. Помимо общежительной, возрождается на Валааме иноческая жизнь в пяти скитах. При монастыре открыты несколько подворий: в Москве, Санкт-Петербурге, Приозерске, Сортавале.

Комментарии экспертов

У Патриарха Алексия огромное количество заслуг перед РПЦ в первую очередь, перед российским обществом, перед всем православным миром. Одно только объединение церквей, зарубежной церкви и российского патриархата – это веяние, которое заслуживает всяческой памяти о нём. Вообще вся жизнь Патриарха – это один из ярких примеров служения на избранном поприще и служения той стране, в которой ему выпало нести пасторское служение в качестве главы национальной церкви, а РПЦ – фактически национальная церковь.

В этом смысле, открытие музея – совершенно очевидный шаг. И вообще память о Патриархе Алексие должна быть увековечена и поддерживаться самыми разными путями. Мне кажется, это один из самых успешных Патриархов в смысле перехода от церкви гонимой и церкви униженно-подчинённой в коммунистическом государстве, официально атеистическом, к государству, в котором свобода совести провозглашена. Вопрос только в том, как организация, которая воплощает эту свободу, а именно право верить, сможет вписаться в эти новые реалии и помочь тому, чтобы новое общество возникло. Фигура Патриарха Алексея здесь ключевая. Он много делал, много заделов оставил. И мне кажется, что Кирилл в этом смысле его продолжатель.

Эта тенденция расширять социальную функцию церкви, понимание ее не как какого-то загона для верующего меньшинства, а древнейшего исторического института на нашей территории. Она формально старше российского государства, потому что настоящая русская государственность стала возникать только после того, как состоялось крещение. До этого можно было говорить о каком-то наборе постоянно враждующих между друг другом дружин, княжеств. Конечно, включение церкви в новой роли в процесс государственного строительства, в процесс консолидации национального самосознания, выработки национальной идентичности –заделы, оставленные Патриархом Алексеем, мне кажется, Патриарх Кирилл уже начал отрабатывать так, как он может. В этом смысле он, безусловно, преемник.

Всякая организация представляет собой иерархию. Вообще слово иерархия – в буквальном смысле церковное, это как бы соподчинения святых. Во всякой иерархии присутствует, с одной стороны, то, что называется корпоративная солидарность, и, с другой стороны, во всякой иерархии есть группы, которые отстаивают свои собственные интересы. Я так полагаю, что наша православная церковь Московского Патриархата - не без этого. К какой группе относится Патриарх Кирилл, в каком смысле он наследник, в каком смысле он представляет другие интересы – это предмет другого анализа.

Но главное, что все те группы, которые существуют внутри иерархии РПЦ, осознавали, что любая групповая консолидация – всегда в ущерб интересам самой корпорации, то есть церкви. И, в конечном счёте, поскольку церковь выступает важнейшим инструментом социального и государственного строительства, а также духовного подъёма нации, это колоссальный ущерб народу, государству, обществу и России в будущем. Поэтому я бы хотел, чтобы все те, кто внутри церкви образуют различные группы, играет в разные игры, осознавали прежде всего это.

Церковь – это единственная организация, которая в состоянии избежать врождённого порока любой бюрократической системы, а именно системы, в которой образуются частные группы и начинают воевать друг с другом, уже забывая об общем. Если бы наша церковь показала пример внутренней консолидации всем остальным светским организациям, то мне кажется, это было бы хорошо.

И в этом смысле думается, что особая миссия Патриарха Кирилла –  во внутренней консолидации церковных рядов при сохранении той уникальной свободы духа, которая всегда отвечала именно православию, в отличие, скажем, от католичества, где существует строжайшее подчинение одному лицу. Если это получится у нынешнего Патриарха, это было бы замечательно. Это имело бы огромный эффект на становление нашего общества, которое всё ещё страдает от того, что оно не гражданское. Гражданственность воспитывается разными способами, в том числе посредством духовного влияния церкви.

 

Нам еще предстоит многое понять и оценить,  но уже сейчас можно сказать, что Алексию II выпало очень сложное время и очень сложная судьба его служения. То, что Церковь сохранилась и увеличила количество приходов, а  число верующих выросло за период его патриаршества в несколько раз (по разным оценкам в 5-10 раз) – это огромная веха в истории Церкви.  

Несмотря на расколы на Украине, несмотря на драматические социальные события, которыми сопровождались годы его служения, сделано очень много. 

Кроме всего прочего, во время его патриаршества закончился другой раскол – раскол между Московской Патриархией и зарубежной церковью. Он преодолён и возобновлено каноническое общение. И в этом гигантская заслуга именно Патриарха Алексия.

© 2008 - 2024 Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года, Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-82371 от 03 декабря 2021 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".