Накануне коллапса
публицистМихаил БударагинТрудно представить себе более странную затею, чем летний ремонт, устроенный на Ленинградском шоссе, итогом которого стал локальный транспортный коллапс на подъездах к аэропорту Шереметьево. Если прав генеральный директор Шереметьево Михаил Василенко, обвинивший дорожников в том, что о работах никто никого не предупредил заранее, то история выглядит совсем уж дикой. На одну из городских магистралей приехали рабочие, перегородили ее, парализовав движение на несколько дней (и конца этому не видно), и никаких комментариев ни от каких властей не последовало
Вполне могу себе представить, что в логике московских властей ремонт Ленинградского шоссе делается не только для того, чтобы «распилить» немного денег, но и для облагодетельствования жителей. «А они еще и возмущаются», – подумает какой-нибудь чиновник, наверняка, ответственный за этот коллапс.
РЖД, готовясь запустить «Сапсан» в Нижний Новгород, и лишая электричек многочисленных дачников действует ровно в той же логике: «Для вас же стараемся».
Эта логика и есть основа и первопричина транспортного коллапса Москвы, который – по-настоящему – еще только начинается: когда то, что должно было делаться, не делается десять лет, а потом чинится в авральном порядке «для блага всех жителей», проблем не избежать. В Москве не делалось столько всего, а столько всего делалось не так, что исправление ошибок за неделю превратит столицу в ад. Нежелание их исправить растянет этот ад на годы.
Самое простое решение – начать разговаривать – нынешним московским властям в голову не придет уже никогда: не той закваски люди.
И современный город, который должен становиться удобным для человека, адекватным времени, экологичным и безопасным – все это еще десятилетия не будет иметь к Москве никакого отношения. Даже если не случится настоящего транспортного коллапса и крушения инфраструктуры, восстановление столицы займет слишком много времени для того, чтобы Москва догнала хотя бы самые простые и примитивные центры мировой урбанистики.
Лужков – хороший хозяйственник. Настолько хороший, насколько хорош в хозяйстве гоголевский Плюшкин, у которого «все при деле», да вот только жизни нет.
Проблема состоит в том, что никто не знает, где и когда рабочие начнут «помогать людям» в следующий раз. Жители юга столицы могут перекреститься, а руководство остальных аэропортов пожелать Василенко поскорее разобраться с Ленинградкой, но никто не даст никаких гарантий того, что завтра не встанут подъезды к Домодедово или Внуково.
Москва плоха не тем, что здесь плотное движение и не менее плотная коррупция, а тем, что правила игры меняются на ходу, и все «планы», «стратегии» и «концепции» – просто ворох бумаги, исписанный просто потому, что так принято.
Любая содержательная работа с городской средой зависит, прежде всего, от того, насколько серьезно вообще можно планировать развитие города. Если завтра на месте предполагаемого парка раскинутся бульдозеры, роющие новый «деловой центр», о каких генпланах может идти речь.
Так что мало снимать Лужкова (хотя это нужно было делать еще вчера) – от того, что его место займет другой хозяйственник, пробки не исчезнут. Необходимо – возможно еще до смены московского градоначальника – изменить сам подход к городу. Понятность решений, предсказуемость и выполняемость планов, безопасность, экология, комфорт среды – это основа любого городского развития. Придумывать ничего не надо: все, к сожалению, придумано до нас, но и тем, что уже работает, нужно уметь пользоваться.
Если чтобы понять это, нужно остановить один из московских аэропортов, будем считать это вполне сносной жертвой. Могло быть и хуже, если честно.