Навальный растет
Узнаваемость оппозиционного политика Алексея Навального среди граждан России резко возросла. Особенно эта тенденция ощущается после состоявшихся 8 сентября выборов мэра Москвы. Об этом свидетельствуют результаты опроса «Левада-центра», которые приводит «Интерфакс».
По данным социологов, в сентябре 2013 года уже около 51% опрошенных заявляли, что знают, кто такой Навальный. В апреле 2011 года такой ответ дали лишь 6% респондентов, в марте 2012-го — 25%, в марте 2013 — 37%. Из них 79% слышали о том, что Навальный занял второе место на выборах мэра, получив четверть голосов москвичей.
Социологи также спрашивали у респондентов их мнение относительно того, будет ли смягчен приговор Навальному по делу «Кировлеса». 10% опрошенных выразили надежду, что приговор, предполагающий тюремный срок, будет отменен, 27% полагают, что он будет смягчен. При этом 34% россиян не думают, что апелляция изменит приговор. Остальные 30% дать ответ затруднились.
Также 35% респондентов считают, что дело «Кировлеса» возбудили из-за незаконных действий Навального, а 45% считают это местью за разоблачения чиновников. В то же время доля последних снизилась на 10%.
Касательно полученного Навальным приговора респонденты ответили по-разному: 30% считают его справедливым, 9% – мягким, 16% – слишком жестким, 10% думают, что политик невиновен.
Социологи добавляют, что большинство знающих о существовании Навального не выразили желания голосовать за его партию «Народный альянс» на выборах в Государственную думу в случае успешной регистрации в Минюсте. 19% за альянс проголосуют, 16% не ответили на вопрос, а 65% опрошенных к такому шагу не готовы.
Опрос проводился 20-24 сентября среди россиян в возрасте от 18 лет в 130 населенных пунктах 45 федеральных регионов.
Выборы мэра Москвы состоялись в единый день голосования 8 сентября. Согласно результатам подсчета голосов, Навальный набрал 27,24 процента голосов избирателей. Победу в первом туре одержал действующий глава города Сергей Собянин, которого поддержали 51,37 процента проголосовавших москвичей. Навальный заявил о допущенных при проведении голосования нарушениях и обжаловал его в судебном порядке.
Сейчас Навальный решил обжаловать приговор по делу «Кировлеса», согласно которому 18 июля этого года он был признан виновным в хищениях. По этому делу Навальному назначили пять лет лишения свободы.
Навальный провел достаточно эффективную избирательную кампанию в Москве. Она продемонстрировала и рост его узнаваемости, и рост популярности. Но понятно, что узнаваемость, популярность избираемость – вещи разные.
По данным того же «Левада-центра» популярность Навального – 1 процент. Даже доившись узнаваемости, Навальному предстоит много работать над повышением своего реального рейтинга. Речь идет о рейтинге поддержки, а не узнаваемости.
Резервы для роста у Навального есть. Но ему нужно принимать участие в других политических кампаниях. Ему придется думать, как привлекать к себе внимание.
Выборы в московскую городскую Думу, которые состоятся в следующем году как раз хороший повод для Навального напомнить о себе и привлечь новых сторонников.
Избирательный штаб Навального ставил в качестве первоочередной задачи повысить уровень узнаваемости своего кандидата, и даже поставил это впереди политических программ и других критериев. В этом плане поставленная задача решена успешно. Узнаваемость Навального реально повысилась.
Но узнаваемость не означает избираемость. Узнаваемость, конечно, важна для избираемости, но сама по себе узнаваемость не делает человека избираемым.
Россия – страна, которая легко делает из обычного человека знаменитость, но легко потом разоблачает и уничтожает. В отличие от западной культуры, в России политического доверия к знаменитостям и людям известным, гораздо меньше. Их оценивают по другим критериям.
Навальный, конечно, может продолжать давить на узнаваемость. Тем более, что власти ему в этом активно способствовали. Информационное поле вокруг него было благоприятным. Он добивался узнаваемости через эпатажные заявления, обвинения и т.д.
Такую политику можно еще продолжать какое-то время. Но предел своей узнаваемости этими методами он почти достиг. По крайней мере, в Московском регионе. Надо выходить на социальные слои, которые его не знают. Для этого нужен новый политический инструментарий.
Способен ли он это сделать – сказать сложно. Но совершенно очевидно, что в своем электоральном поле Навальный достиг предела узнаваемости. Если он дальше будет тратить силы на увеличение узнаваемости среди своих, весь пар будет уходить в свисток.