Назад в будущее
Очередной спор разгорелся между украинскими политиками. На этот раз поводом стала тема возвращения Конституции 2004 года.
Оппозиция считает, что возвращение к Конституции 2004 года станет залогом выхода из политического кризиса, в котором оказалась Украина.
В феврале лидер партии «УДАР» Виталий Кличко уже провел встречу с президентом Украины Виктором Януковичем, на которой обсуждался вопрос возвращения Конституции Украины 2004 года. Переговоры результатов не принесли. В результате Кличко заявил, что Янукович не хочет реального решения кризиса. Однако впоследствии появилась вероятность компромисса.
Представитель президента в Верховной раде, депутат от Партии регионов Юрий Мирошниченко заявил, что оппозиция и большинство в Верховной раде Украины достигли соглашения по процедуре изменения Конституции.
«У меня осторожный оптимизм, поскольку вчера вечером наметились пути общих подходов к тому, как нужно менять Конституцию», - приводит Би-би-си слова Мирошниченко.
«По инициативе наших коллег из оппозиции мы начали работу, и наутро они должны были предложить свой текст и свой алгоритм, который будет вписываться в предусмотренный 13-м разделом Конституции способ изменения Основного закона», - добавил депутат парламента.
После этого пошла уже вторая неделя, а компромисса достичь не удается, напряженность в рядах оппозиции только растет.
Сегодня появилась информация, что экс-премьера Украины Юлию Тимошенко, находящуюся в заключении, на прошлой неделе посетил глава администрации президента Андрей Клюев. Об этом сообщает «Коммерсантъ-Украина» со ссылкой на источник в руководстве одной из оппозиционных фракций Верховной Рады.
Как пишет украинское издание Lb.ua, Клюев на встрече с Тимошенко договаривался о «широкой» коалиции. Источник, близкий к главе АП, назвал информацию «странной». В то же время собеседник во фракции утверждает, что предметом переговоров «стал поиск совместного выхода из нынешней ситуации и объединение усилий ПР и "Батькивщины" в Раде», - отмечает издание.
В возглавляемой Тимошенко партии «Батькивщина» эту информацию комментировать не стали.
Лидер фракции «Батькивщина» Арсений Яценюк накануне вечером в эфире 5 канала заявил: «Так как началась дискуссия, сейчас я хочу официально заявить: фракция "Батькивщина" обращается к нашим побратимам по оппозиции с завтрашнего дня собрать 150 подписей, как того требуют действующая Конституция под редакцией Конституции 2004 года без каких-либо дополнений и правок, которые от нас требовала Венецианская комиссия. Потом переработаем, доработаем, дошлифуем украинскую Конституцию».
Яценюк также заявил, что оппозиция была бы готова взять на себя ответственность за экономическую ситуацию в стране в случае, если ей будут предоставлены все посты в правительстве, отмечает «Интерфакс-Украина».
Однако известно, что у парламентской фракции «Батькивщина» есть возражения по президентским полномочиям, предусмотренным проектом изменений в Конституции, подготовленном парламентской фракцией «УДАР».
Запланированное на понедельник заседание рабочей группы парламента Украины по наработке изменений в Основной закон страны не состоялось из-за разногласий между оппозиционными фракциями «Батькивщина» и «УДАР».
«Партнеры "Батькивщины" из фракции "УДАР" имеют целый ряд замечаний относительно полномочий президента, настаивая на их расширении, с чем мы категорически не можем согласиться, учитывая позицию Майдана и негативный опыт современной истории Украины», - говорится в сообщении пресс-службы ВО «Батькивщина», которое приводит «Интерфакс-Украина».
Отмечается, что они рассчитывают на голосование за общий проект нового Основного закона на внеочередном заседании Верховной Рады Украины на нынешней неделе.
В целом в украинской оппозиции настаивают на возвращении Основного закона в редакции 2004 года, где предусмотрено значительное сокращение власти президента. По данным агентства, предложения фракции «Батькивщина» под руководством Арсения Яценюка существенно расширяют полномочия Верховной Рады. Фракция Виталия Кличко «УДАР» также настаивает на расширении полномочий правительства страны, отмечает «Русская служба новостей».
Другой оппозиционер - лидер партии «УДАР» Виталий Кличко - считает, что разговоры о разногласиях в рядах оппозиции относительно Конституции преувеличены.
«Дискуссия о тексте новой Конституции является несвоевременной, а разговоры о разногласиях по этому поводу между партиями "УДАР" и "Батькивщина" - это попытка отвлечения внимания общественности», - цитирует Кличко «Интерфакс-Украина».
В эфире программы «Свобода слова» на телеканале ICTV Кличко также подчеркнул, что сегодня необходимо в самые короткие сроки решить вопрос тех людей, которые стоят на улице уже третий месяц.
По его словам, из-за нерешенности ряда вопросов в обществе растет градус напряженности: несмотря на принятый закон об амнистии, автомайдановцы сидят в тюрьме, идут обыски активистов, горят их автомобили, а милиция покрывает «титушек».
«Вот это ключевые вопросы, которые надо решить в первую очередь, а мы начинаем дискутировать о Конституции», - сказал Кличко. При этом он уверен, что вернуться к Конституции 2004 года, как того требовал Евромайдан, можно достаточно быстро.
Для возврата Конституции-2004 Конституционный суд Украины должен отменить свое решение от 2010 года. Затем, по словам оппозиционера, можно сформировать переходное техническое правительство, которое возьмет на себя реформирование страны.
В 2004 году была проведена политическая реформа, в результате которой Украина превратилась из президентско-парламентской в парламентско-президентскую республику. Однако Конституционный суд счел, что преобразования были осуществлены с многочисленными нарушениями. Поэтому в октябре 2010 года было возобновлено действие конституции, принятой в 1996 году.
Это позволило не только восстановить, но и расширить полномочия президента, напоминает ИТАР-ТАСС. Виктор Янукович вправе самостоятельно принимать решение о кандидатуре на пост премьер-министра, направлять ее на рассмотрение парламента, снимать с должности главу правительства.
13 раздел Конституции - «Внесение изменений в Конституцию Украины» - предусматривает, что для изменения Основного закона нужны голоса двух третей от конституционного состава парламента.
Если же депутаты не проголосуют за соответствующий законопроект, выносить его на повторное рассмотрение можно будет не ранее, чем через год.
Ранее спикер Владимир Рыбак сообщил, что проект закона о внесении изменений в конституцию Украины планируется рассмотреть на внеочередном заседании Верховной рады на этой неделе (10-14 февраля).
Однако ПР считает, что новую конституцию можно принять в сентябре. «Это наша позиция, - заявил лидер фракции «регионалов» Александр Ефремов. - Мы должны сделать конституцию сбалансированной и готовы над этим работать». При этом он подчеркнул, что проект изменений в основной закон должен пройти обсуждение в обществе, Конституционном суде, Венецианской комиссии. «А новую конституцию мы могли бы принять в сентябре», - сказал лидер фракции.
Устройство политической системы имеет важнейшую роль для страны. Под политической системой подразумевается структурирование институтов власти, форма правления, установленная Конституцией. Выбор страной парламентского, президентского или смешанного правления является важным политическим шагом.
Но в случае с Украиной эти принципы не совсем работают. Здесь дело не в том, как будет сконфигурирована власть. Утверждения, что изменения в Конституции выведут страну из кризиса, можно назвать иллюзорными.
Проблема ведь в том, что конфликт между элитами на Украине носит системный характер. Страна расколота. Я уже озвучивал тезис, что Украина создана из двух частей, и пока эти половинки не разойдутся, страна будет мучиться.
Никакие конституционные реформы, изменения формы правления страны не помогут Украине выйти из кризиса.
Если речь идет об искусственно созданном государстве с параличом власти, переформатирование полномочий институтов власти не принесет позитивных изменений.
Сейчас оппозиция просто пытается найти аргументы для того, чтобы Янукович не участвовал в политическом противостоянии. Эти реформы рассматриваются как шаг к отставке Януковича. Речь вовсе не идет о том, что оппозиция пытается найти для Украины оптимальную форму правления. Оппозиция ищет аргументы, чтобы назначить новые выборы и избавиться от Януковича.
Такие аргументы могут быть найдены, но стране спокойствия и благополучия они не принесут.
Конституцию 2004 года можно вернуть очень легко. Достаточно проголосовать за нее в Раде. Но это никоим образом не изменит политическую ситуацию на Украине. Всем действующим лицам и группам крайне выгодно состояние нестабильности. Их устраивает перманентное состояние конфликта, которое на данный момент существует на Украине.
Сейчас несколько групп выступают против одного противника, пытаясь подавить его влияние. Когда эти группы достигнут своей цели, ситуация поменяется на прямо противоположную: Янукович уйдет в оппозицию и будет делать тоже самое.
Возвращение Конституции 2004 года на ситуации никак не отразится: она обречена повторяться до тех пор, пока Украина не перестанет существовать как единое государство.
К сожалению, на данном этапе сохранить идентичность Украины как единого государства возможно только при помощи России, США и ЕС, которые оказывают влияние на политические процессы. Сама Украина справиться с происходящим не в состоянии.
Власть Украины заняла достаточно жесткую позицию в отношении требований митингующих о досрочных выборах президента. Даже для переформатирования Кабинета министров Партия регионов выдвинула условия, которые оппозиция не может выполнить. Поэтому единственной политической победой, которой могла бы похвастаться оппозиция, остается ограничение полномочий президента, что возможно и реализуемо путем возвращения к Конституции 2004 года.
Существуют легитимные способы реализовать эту идею. Виктор Медведчук заявил об этом открыто и публично, озвучив два пути возврата к Конституции 2004-го года. Более того, он первым предложил это решение как часть программы выхода из обострившегося политического кризиса. Сбор подписей для обращения в Конституционный суд о пересмотре решения, принятого им в 2010-м году и отменившем Конституционную реформу депутаты Верховной рады начали еще в январе. Однако дело приостановилось из-за несогласованности позиций по этому вопросу «УДАРа», «Батькивщины» и «Свободы». У них совершенно разные цели, поэтому согласование их позиций может затянуться.
Любые изменения в Конституции требуют 300 голосов в парламенте. Сам факт возможности компромиссного голосования по Конституции политиками рассматривается как шанс многое в ней переписать, решив сиюминутные задачи. При этом надо учитывать, что партия «УДАР» оказалась в ситуации, когда ее лидер не сможет принимать участие в президентской избирательной кампании из-за изменений, которые были внесены в закон о выборах. На волне переговоров они хотели бы решить эту проблему.
Интересно то, что Петр Порошенко поддерживает идею возврата Конституционной реформы в формате, предложенном Виктором Медведчуком, и заявляет о том, что это необходимо сделать в кратчайшие сроки. Не исключено, что он ведет целенаправленную работу по укреплению позиций так называемой Рады майдана. Его недавнее заявление о том, что во вторник эта Рада может определиться по Конституции, подтверждает это. Цели Порошенко вполне определенные – он хотел бы контролировать нерадикальное крыло майдана и стать его представителем в переговорах власти и оппозиции.
Главная проблема с возвратом Конституции 2004 года (была и остается) – то, что все потенциальные участники президентской избирательной кампании 2015-года хотят получить власть такой, какая она есть сегодня – авторитарной и максимально обеспеченной полномочиями. Им необходимо это для того, чтобы держать в руках все рычаги управления и реализации внутренней и внешней политики, определять ее направление, и закрепить свои позиции кадрами на региональном уровне.
Поэтому переговорный процесс по возврату к Конституции 2004-го года может затянуться во времени из-за того, что политикам Украины это просто невыгодно. Проблема может разрешиться неожиданно, если президенту удастся договориться с Тимошенко. А сама Тимошенко сумеет убедить «Батькивщину» поддержать проект возврата Конституции в обмен на амнистию или ослабление режима отбывания наказания.