Комментарий
1836 18 апреля 2011 10:04

Неживой журнал

Михаил Бударагин публицистМихаил Бударагин

Михаил Бударагин
публицистМихаил Бударагин

О смерти «живого журнала» писали так многом часто, что это уже скучно. Даже на моем коротком веку блогосферу хоронили, по меньшей мере, дважды, но она все равно выглядит живее всех живых. Во время последних DDoS-атак, которые случайно закончились одновременно с обменом активами между компанией Sup, владеющей Livejournal, и издательским домом «КоммерсантЪ», хором похоронщиков можно было укомплектовать завод средних размеров.

Другое дело, что блоги меняются: твиттер и фейсбук за очень короткий срок стали альтернативным средством коммуникации, а живой журнал замусорен копеечной платной рекламой, уныло и неумело замаскированной под «мнения очевидцев», тысячникам-фотографами и, как это говорится на местном сленге, «размещаловом» всех цветов и размеров. И несмотря на то, что новым сервисам уже не стать тем, чем был в свое время Livejournal, сегодня сильнее выглядят именно они.

Но главное состоит все равно не в этом.

Во-первых, «живой журнал» перестал быть суммой репрезентативных мнений на любые темы: случилось это не сейчас, но важно понимать, что и сама российская политическая среда стала гораздо менее проницаемой и менее лояльной к тем самым мнениям, которые еще пару лет назад и делали неигнорируемым весь околополитический фон.

В 2005-м талантливого блогера обязательно бы заметили: не одни, так другие, не партии, так художественная тусовка. О том, что Имярек написал у себя в блоге, говорили и спорили, хороший пост в «жж» мог расходиться в десятках интерпретаций. Не в перепостах, сделанных ботами, а в действительно авторских переложениях и искажениях. Сегодня все «агрегаторы» блогов - это суета на кладбище, филигранная имитация жизни: зомби вроде и ходят, и руками машут, а толку-то.

«ЖЖ» в пору своего расцвета был коллективным генератором идей: от вполне здравых до совсем уж идиотских, и то, что на сто глупостей приходилась одна жемчужина, существование блогосферы оправдывало с лихвой. Сегодня не то, чтобы идей стало меньше (они, скорее, стали уже сами по себе институцией, не требующей поддержки извне), но, кому теперь вообще нужны идеи? Именно поэтому все, что смогли придумать во время недавних атак блогеры - это нелепое заламывание рук и совсем уж третьесортная конспирология, выдаваемая на гора с самым серьезным видом. За такие идеи и три рубля дать жалко.

Ходовым товаром стала технология, а блоги не могут предложить иной технологии, кроме сугубо маркетинговой: эффективность рекламы товара измеряется количеством переходов на сайт рекламодателя и «узнаваемостью бренда». Эти методы не работают в политике, где и товар слишком специфичен, и бренды давно уже узнаны и классифицированы, а «количество переходов» - вообще фиктивная величина, которая может поддерживаться на должном уровне непрерывной, затратной и не дающей никакой объективной картины рекламной кампанией.

И в итоге «ЖЖ», как это ни смешно прозвучит, действительно превратился в сервис личных дневников «обо всем на свете», и в этом качестве, даже после всех DDoS-атак, спокойно продолжит свое существование как удобная площадка для раскрутки путевок в открывшийся после революции Египет (фото, мнения очевидцев, скидки для блогеров прилагаются).

Это, разумеется, никакая не смерть, но и жизнь это какая-то уже явно не такая.

Михаил Бударагин
, специально для Актуальных Комментариев

© 2008 - 2024 Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года, Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-82371 от 03 декабря 2021 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".