Комментарий
6266 14 февраля 2022 13:53

О правовых основаниях членства РФ в ООН и безграмотности деятелей их оспаривающих

Мария Захарова Директор ДИП МИД РоcсииМария Захарова

Мария Захарова
Директор ДИП МИД РоcсииМария Захарова

На брифинге от 9 февраля я уже комментировала поразительные по своей хамской безграмотности заявления украинского Постпреда при ООН С. О. Кислицы о том, что Россия якобы «фальсифицирует свое членство в ООН», которые вызывают глубокое сожаление. Обещала дать более подробную информацию на этот счёт. Выполняю.

С точки зрения международного права геополитические преобразования 1991 года не привели к исчезновению СССР как субъекта международного права. Несмотря на изменения территории, протяжённости границ, размеров населения и т.п., государство под названием «СССР» не прекратило, а продолжило свою международную правосубъектность под названием «Российская Федерация». Для обозначения такого рода явлений в международном праве используется понятие «продолжательство» или «континуитет» (continuité). Государство же, продолжающее под новым названием выполнять международные права и обязательства в отношении соответствующей территории, населения, имущества и т.д., называется «государство-продолжатель» (État-continuateur).

По своим юридическим последствиям ситуация продолжательства принципиально отличается от правопреемства (succession). Если при правопреемстве международные права и обязательства при соответствующем волеизъявлении переходят от одного государства («государства-предшественника») к другому («государству-правопреемнику» (État successeur)), т.е. от одного субъекта международного права к другому, то в случае продолжательства их осуществление автоматически продолжается тем же государством-субъектом международного права, но с другим названием.

Российская Федерация неоднократно заявляла о своей позиции, согласно которой она является государством-продолжателем СССР. В послании от 24 декабря 1991 года Президент России уведомил Генерального секретаря ООН о том, что Россия в полной мере сохраняет ответственность за все права и обязательства СССР в соответствии с Уставом ООН, включая финансовые обязательства. Нотой от 3 января 1992 года МИД России информировал диппредставительства иностранных государств в Москве о том, что аккредитованные в соответствующих государствах дипломатические и консульские миссии СССР следует рассматривать в качестве дипломатических и консульских миссий Российской Федерации. Наконец, нотой от 13 января 1992 года МИД России уведомил глав диппредставительств в Москве о том, что «Российская Федерация продолжает осуществлять права и выполнять обязательства, вытекающие из международных договоров, заключенных Союзом Советских Социалистических Республик».

Статус Российской Федерации как государства-продолжателя СССР был официально признан международным сообществом в целом и практически всеми государствами по отдельности. Констатация российского продолжательства содержится, к примеру, в российско-германском заявлении от 21 ноября 1991 года, совместной декларации Российской Федерации и Великобритании от 1992 года, а также официальных заявлениях правительств Бельгии и Швеции. В совместном заявлении от 23 декабря 1991 года государства-члены ЕЭС признали, что «международные права и обязательства бывшего СССР, включая права и обязательства по Уставу ООН, будут продолжать осуществляться Россией». Государства-члены ЕЭС приветствовали согласие Правительства России принять на себя такие обязательства и ответственность и заявили, что в этом качестве будут продолжать свои дружественные отношения с нашей страной с учетом изменения ее конституционного статуса.

Эта позиция была вновь подтверждена в мае 2006 года ЕС в письме Федерального министра иностранных дел Австрийской Республики Урсулы Плассник в качестве Председателя Совета ЕС Министру иностранных дел Украины. 

Статус России как государства-продолжателя СССР обозначен во многих международных договорах, заключенных нашей страной после 1991 года, в том числе в соглашениях об инвентаризации договорно-правовой базы между Россией и иностранными государствами. 

Признание статуса государства-продолжателя СССР выразилось и в продолжении Россией членства Советского Союза в международных организациях.

В решении Совета глав государств СНГ от 21 декабря 1991 года государства Содружества (включая Украину) поддержали Россию в том, чтобы она продолжила членство СССР в ООН, включая постоянное членство в Совете Безопасности, и других международных организациях (см. приложение 1). Письмо Президента России от 24 декабря 1991 года, сообщающее это решение, было разослано Генеральным секретарем ООН всем членам Организации. Возражений не последовало. Никакой секретности, к которой почему-то апеллирует украинский дипломат, в этом нет. Аналогично продолжение членства России в Совещании по сотрудничеству и безопасности в Европе (ныне – ОБСЕ) было признано после направления в Секретариат Совещания вербальной ноты МИД России от 6 января 1992 года.

Статус России как государства-продолжателя СССР был подтвержден Международным судом — одним из шести главных органов ООН. В частности, в Определении Международного суда от 15 октября 2008 г. о предписании временных мер по делу, касающемуся применения Международной конвенции о ликвидации всех форм расовой дискриминации (Грузия против Российской Федерации), в параграфе 105 говорится, что Российская Федерация является государством, продолжающим юридическую личность Союза Советских Социалистических Республик. В Решении Международного суда от 3 февраля 2009 г. по делу, касающемуся разграничения морских пространств в Черном море (Румыния против Украины), в параграфе 175 Международный суд заявил, что Российская Федерация является государством, продолжающим международную юридическую личность Союза Советских Социалистических Республик, а Украина является одним из государств-правопреемников СССР.

Очевидная деградация дипломатической и юридической подготовки представителей англосаксонской школы мысли распространяется и на вассалов. В те же дни, когда Постпред Украины рассказал миру, как требовал от Секретариата ООН разъяснений о членстве России в этой организации, вместо того, чтобы почитать подписанные Президентом Кучмой документы на этот счёт, Постпред США заявила о том, что «частью Минских соглашений было то, что Россия уйдёт из Крыма».




Источник

26 марта 2024 Главное
Амбиции Ирана и риски ядерного конфликта
 Амбиции Ирана и риски ядерного конфликта Иран взял курс на расширение своего ядерного потенциала, при этом прошедшие в стране парламентские выборы только усилили власть действующего режима, предупреждают западные эксперты. По их словам, политические амбиции Ирана могут привести к полномасштабному конфликту в регионе.
4 марта 2024 Колонки
Битва с тенью
 Битва с тенью Кирилл Коктыш о противостоянии глубинных государств
20 февраля 2024 Новости  Кризис несистемщиков, Мюнхенская конференция, послание Путина: эксперты о главных политических интригах Новый лидер несистемной оппозиции Юлия Навальная может столкнуться с препятствиями, так как в политике необходимы рациональные стратегии, а на одних эмоциях играть в долгую невозможно, отмечают политологи, авторы стрима ВЧК Алексей Чеснаков и Михаил Карягин. Во время эфира 19 февраля они также обсудили также Мюнхенскую конференцию и интриги предстоящего послания Путина. 
© 2008 - 2024 Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года, Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-82371 от 03 декабря 2021 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".