Статья
1593 7 июля 2016 8:26

Одна в Европе

8-9 июля в Варшаве состоится 27 саммит НАТО с участием глав государств и правительств. В повестке – адаптация ключевых стратегических документов альянса к изменившимся реалиям: Стратегической концепции, принятой в Лиссабоне в 2010 году, и Обзора состояния обороны и сдерживания, утвержденного на саммите в Чикаго в 2012 году.

За два года, прошедшие с последнего саммита в Уэльсе, качественно изменились условия безопасности для стран-участников Североатлантического договора.

Террористические атаки в Париже в ноябре 2015 года и нарастающая волна террора в Турции показали, что ИГИЛ (организация, запрещенная в России) представляет угрозу не только на периферии, но и внутри Европы. Южный фланг НАТО со стороны Ливии также находится в зоне риска. Все большую озабоченность вызывает и ситуация в Косово, которое превращается в регион вербовки потенциальных террористов. Новые вызовы актуализируют вопрос об условиях применения 5 статьи Вашингтонского договора, требующей совместного ответа всех членов НАТО в случае агрессии на одно из государств альянса.

Второй проблемой остается выбор инструментов сдерживания России, в политике которой восточные члены альянса видят для себя прямую угрозу. В НАТО сейчас есть две партии – «сирийская» и «антироссийская». Первая – страны, считающие, что главная угроза исходит от ИГИЛ, а опасность со стороны России является преувеличенной. По их мнению, все текущие разногласия можно исправить с помощью диалога с Москвой. Вторая – государства, которые локализуют проблему ИГИЛ в рамках общей стратегии по борьбе с терроризмом и в реанимации failed state на южном фланге блока, а в России видят прямую угрозу военного конфликта на восточных границах. В настоящее момент можно констатировать, что «антироссийская» партия пока одерживает победу над «сирийской».

К Варшавскому саммиту НАТО подходит в хорошей форме. В последние два года альянс нарастил свой военно-политический потенциал. Постепенно выправляется и ситуация с оборонными расходами, которые подтягиваются в отстающих государствах в направлении целевого уровня не менее 2% ВВП.

В ближайшие годы российскому руководству необходимо быть готовым к тому, что придется иметь дело с более мощной и монолитной организацией. Со своей стороны, благодаря усилиям НАТО, положение России в Европе будет становиться все более изолированной в политическом плане и уязвимой с точки зрения безопасности. Однако в связи с этим серьезно возрастают риски переоценки взаимных угроз, а следовательно, и вспышки прямого конфликта между Россией и НАТО с перспективой его перехода в «горячую» фазу.

***
Полный текст статьи читайте на сайте Центра политической конъюнктуры 

____________

Читайте также:
© 2008 - 2025 Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года, Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-82371 от 03 декабря 2021 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".