Статья
2291
21 августа 2024 10:37
Опасность прямого конфликта
Эпоха, предшествовавшая Второй мировой войне, характеризовалась не только конфликтами между крупными государствами и слабым международным порядком, но и ростом популизма и изоляционизма, отмечает директор Гуверовского института при Стэнфордском университете, бывшая госсекретарь США Кондолиза Райс в статье для американского журнала Foreign Affairs. По ее словам, такие же особенности характерны и для нынешней мировой политики, и США сейчас «снова сталкиваются с противником, который имеет ненасытные амбиции, причем на месте Советского Союза оказался Китай». «Актуальные комментарии» подготовили обзор статьи.Существует опасность прямого военного конфликта между крупными государствами. «Территориальные претензии Китая бросают вызов союзникам США от Японии до Филиппин и другим партнерам США в регионе, таким как Индия и Вьетнам. Давние интересы США, такие как свобода судоходства, вступают в прямой конфликт с морскими амбициями Китая. А еще есть Тайвань. Нападение Китая на него потребует от США военного ответа. На протяжении многих лет Соединенные Штаты выступали в роли своеобразного реостата в Тайваньском проливе, стремясь сохранить статус-кво. С 1979 года администрации обеих партий продавали Тайваню оружие. В 1996 году президент Билл Клинтон направил в пролив корабль USS Independence в ответ на агрессивные действия Пекина. В 2003 году администрация Буша публично порицала президента Тайваня Чэнь Шуйбяня, когда он предложил провести референдум, очень похожий на голосование за независимость. Все это время целью было сохранение — или, иногда, восстановление — того, что стало относительно стабильным статус-кво».
США до сих пор не имеют с Китаем таких мер по деконфликтингу, как с Россией. «Например, во время войны в Грузии в 2008 году Майкл Маллен, председатель Объединенного комитета начальников штабов США, поддерживал постоянный контакт со своим российским коллегой Николаем Макаровым, чтобы избежать инцидента, когда американские ВВС перебрасывали грузинские войска из Ирака домой, чтобы присоединиться к боевым действиям. Сравните это с 2001 годом, когда китайский пилот сбил американский разведывательный самолет. Экипаж был задержан на острове Хайнань, и в течение трех дней Вашингтон не мог установить контакт на высоком уровне с китайским руководством. Возобновление контактов с Китаем в начале 2024 года, после четырехлетнего замораживания, было долгожданным событием. Но это еще далеко от тех процедур и линий связи, которые необходимы для предотвращения катастрофы».
Риск конфликта возникает на фоне гонки вооружений в области технологий. В статье речь идет об искусственном интеллекте, квантовых вычислениях, синтетической биологии, робототехнике, достижениях в космосе и других. «В 2017 году Си Цзиньпин выступил с речью, в которой заявил, что Китай превзойдет США в этих передовых технологиях к 2035 году. Хотя он, несомненно, пытался сплотить китайских ученых и инженеров, возможно, об этой речи ему придется пожалеть. Соединенные Штаты тогда были вынуждены признать, что они могут проиграть технологическую гонку своему главному противнику, и это осознание вызвало согласованное противодействие со стороны Вашингтона».
Глобализация будет продолжаться. «Смерть глобализации часто преувеличивают, но поспешное развитие оншоринга, в основном в ответ на действия Китая, действительно предвещает ослабление интеграции. Уже почти десять лет Соединенные Штаты практически не участвуют в переговорах по торговле. Трудно вспомнить, когда американский политик в последний раз горячо защищал свободную торговлю. При этом ощущение того, что глобализация является позитивной силой, сошло на нет. Рассмотрим, как страны действовали в ответ на 11 сентября и как они действовали в ответ на пандемию. После 11 сентября мир объединился в борьбе с терроризмом — проблемой, с которой в той или иной форме сталкивалась почти каждая страна. Через несколько недель после теракта Совет Безопасности ООН единогласно принял резолюцию, позволяющую отслеживать финансирование терроризма через границы. Страны быстро унифицировали свои стандарты безопасности в аэропортах. Вскоре Соединенные Штаты вместе с другими странами создали Инициативу по безопасности в борьбе с распространением оружия массового уничтожения — форум для обмена информацией о подозрительных грузах, в который вошли более 100 государств. Перенесемся в 2020 год. Тогда международные институты были скомпрометированы, главным примером стала Всемирная организация здравоохранения, которая слишком сблизилась с Китаем. Ограничения на поездки, запреты на экспорт защитного снаряжения и претензии на вакцины осложнили путь к восстановлению».
Соединенным Штатам необходимо поддерживать оборонный потенциал. По словам автора статьи, этот потенциал должен быть «достаточным для того, чтобы лишить Китай, Россию и Иран их стратегических целей». «Украинский конфликт выявил слабые места в оборонной промышленной базе США, которые необходимо устранить. Необходимо провести серьезные реформы в процессе составления оборонного бюджета. Конгресс должен стремиться усовершенствовать процесс долгосрочного стратегического планирования Министерства обороны, а также его способность адаптироваться к меняющимся угрозам. Пентагон также должен сотрудничать с Конгрессом, чтобы добиться большей эффективности от тех средств, которые он уже тратит. Сократить расходы можно, в частности, ускорив процессы закупок и приобретений Пентагона, чтобы военные могли лучше использовать технологии, создаваемые частным сектором. Помимо военного потенциала, Соединенные Штаты должны восстановить другие элементы своего дипломатического инструментария — например, информационные операции, — которые ослабли со времен холодной войны».