Статья
1941 18 мая 2011 2:59

«Осталось ждать не так много»

Президент РФ Дмитрий Медведев провел свою первую большую пресс-конференцию для российских и иностранных журналистов. Вел ее глава государства сам.

Неправильно «выдергивать отдельные звенья» из команды правительства РФ. «Правительство работает как слаженный организм, поэтому выдергивать из него отдельные звенья просто не очень правильно», - сказал он.

Президент Дмитрий Медведев и премьер-министр Владимир Путин являются единомышленниками в стратегических вопросах развития страны. «Наши отношения с моим коллегой и моим политическим партнером Владимиром Путиным - это не просто то, что принято называть "тандемом". Это на самом деле отношения, которые длятся уже более 20 лет. Мы друг друга очень неплохо знаем и хорошо чувствуем. Мы, действительно, с ним единомышленники, у нас очень близкие подходы к ключевым вопросам развития страны», - сказал Дмитрий Медведев.

Ждать заявления относительно возможного участия или неучастия Дмитрия Медведева в грядущей президентской кампании осталось недолго. «У избирательного жанра есть свои законы, и этим законам буду следовать и я. Если я определюсь сделать такое заявление, я его сделаю - как мною было сказано не так давно в интервью нашим китайским коллегам, в этой ситуации уже осталось ждать не так много, это заявление достаточно близкого порядка», - сказал он.

В случае выдвижения своей кандидатуры на следующий срок Дмитрий Медведев надеется опираться на те партии, которые выдвигали его кандидатуру ранее. «Если я буду баллотироваться в президенты, я, конечно, хотел бы опираться на определенные политические силы, и это - политические партии», - сказал Дмитрий Медведев на пресс-конференции.

Ситуация с отзывом спикера Совета Федерации Сергея Миронова - это отражение нормальной политической конкуренции. «В отставке любого лица нет ничего сверхъестественного. Рано или поздно государственная карьера для всех заканчивается, и для президентов тоже. К этому надо готовиться, когда начинаешь политическую жизнь», - отметил он.

Недостаточные результаты в модернизации страны должны подтолкнуть руководство России к еще более активной работе в этом направлении. «Добились ли мы чего-то сверхъестественного? Нет, не добились. И я думаю, что это как раз в самой большей степени должно подталкивать и меня, и моих коллег по правительству к тому, чтобы работать активно, день и ночь, и стараться изменить саму жизнь в нашей стране», - сказал Медведев на пресс-конференции в Сколково.

Транспортные проблемы Москвы являются наследием предыдущего руководства столицы. «Дела обстоят очень плохо. Это в том числе следствие того, как проводилась работа в прежние годы», - сказал он.

Возможность сговора на рынке нефтепродуктов не исключена, и для стабилизации ситуации можно ввести ограничительные меры. По его словам, рост цен на бензин связан с общим ростом цен на нефтепродукты. «Правительство предпринимает усилия, чтобы справится с этим. Где-то это может быть сговор, но в принципе - это отражение тенденций на нефтяном рынке», - сказал Медведев на пресс-конференции.

России и НАТО необходимо достигнуть договоренности по теме противоракетной обороны. «Есть новые темы, по которым, я считаю, мы обязаны договариваться, иначе все будет развиваться в плохом стиле: я имею в виду противоракетную оборону», - заявил Дмитрий Медведев. Он выразил надежду на то, что Россия получит ответы на поставленные по данной тематике вопросы и стороны смогут выработать модель сотрудничества.

Дмитрий Медведев полагает, что за время пребывания в должности «не оторвался от земли» не утратил свежесть восприятия окружающей действительности. По словам президента, для того, чтобы не отрываться от действительности и оставаться здравомыслящим человеком, «необходимо сохранить свежесть восприятия».

Создание единого безвизового пространства России и ЕС является логичным шагом развития отношений РФ и Евросоюза. «Если у нас существует с ними по сути уже единое экономическое пространство, вполне логично было бы, чтобы мы с ними вышли и на единое безвизовое пространство, и этого я буду добиваться», - сказал Дмитрий Медведев.

Руководство Украины должно определиться, с какими странами следует прежде всего развивать стратегические и наиболее тесные взаимоотношения. «Нельзя быть везде. Или там, или там. Нельзя сидеть на двух стульях, нужно делать какой-то выбор», - подчеркнул Медведев.

Западные страны, нарушая резолюцию по Ливии, подрывают авторитет ООН. «Резолюции номер 1970, 1973 оказались по сути, если не говорить так жестко, попраны теми действиями, которые были совершены некоторыми государствами. И несмотря на то, что Россия изначально поддержала одну резолюцию и дала согласие на принятие другой, то есть не заветировала, последующее развитие событий показало, что такими резолюциями можно манипулировать. Это грустно, потому что мы тем самым подрываем авторитет Организации Объединенных Наций», - сказал Дмитрий Медведев.

Во время пресс-конференции Дмитрий Медведев также назвал достижения своего президентства.

Мероприятие проходило в Московской школе управления «Сколково», на базе которой по инициативе президента формируется российская «Кремниевая долина» - инновационный центр «Сколково».

Пресс-секретарь президента Наталья Тимакова рассказала, что решение о проведении пресс-конференции Дмитрия Медведева было принято в связи с тем, что главе государства поступает много обращений с просьбой об интервью.

«Президент много общается с журналистами, но это общение, как правило, ограничено кремлевским пулом или иностранными журналистами, которые принимают участие в освещении тех или иных визитов», - отметила Наталья Тимакова. Дмитрий Медведев также ввел в практику встречи с коллективами различных СМИ («Новая газета», телеканал «Дождь», ВГТРК) и ежегодное итоговое интервью руководителям трех ведущих телеканалов.

Что касается выбранной для пресс-конференции площадки, то, как отметила пресс-секретарь президента, проведение ее в «Сколково» поможет знакомству широкой общественности с ходом осуществления этого проекта. По ее словам, эта площадка выбрана для того, чтобы региональные и иностранные журналисты «смогли своими глазами увидеть, как реализуется проект».

Наталья Тимакова подчеркнула, что «Сколково» «обладает всеми техническими возможностями для проведения подобных мероприятий». Пресс-секретарь сообщила также, что, помимо зала, в котором будут сидеть журналисты и который насчитывает 650 сидячих мест, будет оборудован еще и рабочий зал на 400 мест. «Там разместятся те, кому необходимо включиться в эфир или передавать своим редакциям комментарии непосредственно в процессе пресс-конференции», - сказала она.

На пресс-конференцию были аккредитованы 815 журналистов. Из них более 300 - представители телекомпаний, 45 - представители радиокомпаний, 240 журналистов печатных изданий и интернет-СМИ, 45 фотографов.

По информации Кремля, около 300 аккредитовавшихся журналистов представляли зарубежные СМИ, почти 500 - российские (в том числе 208 - региональные средства массовой информации).

Комментарии экспертов

Ожидания тех, кто делал ставку на то, что 18 мая будет началом официальной избирательной кампании, когда будет однозначно сказано , что Дмитрий Анатолиевич выдвигается кандидатом в президенты, не оправдались. И это было понятно, потому что и Медведев, и Путин неоднократно и ответственно утверждали, что принятие решения о том, кто из них пойдет на новый президентский срок, состоится в самом конце года. Это  решение не должно быть принято таким образом, чтобы дестабилизировать управленческую систему. Как недавно подчеркнул Путин, если сейчас решить вопрос однозначно, то и в администрации президента, и в правительстве половина людей просто перестанет работать. Нужно понимать - это реалии нашей политики и нашего управленческого класса. Это не единственная причина, почему сейчас данный вопрос не будет решен, но это один из важных моментов.

Вторая причина состоит в том, что все-таки принятие решения - кто именно пойдет в президенты (и об этом говорил Медведев) - это очень ответственно. И мне кажется, что Медведев сегодня добавил еще новые аспекты своего понимания этой проблемы.
Отвечая на вопрос - могут ли они пойти вместе, то есть непосредственно конкурировать - Медведев очень тонко отметил, что есть конкуренция продуктивная, а есть тупиковая. И мне кажется, что эти вещи надо различать.

Сейчас, когда не объявлено, кто из них идет, а оба потенциальные кандидаты (их шансы 50 на 50), каждый из кандидатов демонстрируют обществу максимум своих возможностей. То есть они оба позиционируют себя как кандидаты, а значит, они должны общаться, рассказывать о себе больше, рассказывать о том, как они видят политическое будущее страны, как они оценивают текущую ситуацию, как они критически могут анализировать уже пройденные этапы развития. То есть они должны предстать перед нами в полном объеме, чтобы когда кто-то из них пойдет в президенты - это было осознанное, осмысленное и понятное обществу решение.

В этом смысле - это продуктивная конкуренция. Это информация обществу о том, кто такой Путин, кто такой Медведев, и почему оба они смогут претендовать на этот пост.

Но надо отличать ее от тупиковой конкуренции. То есть, от конкуренции, которая блокирует развитие политической системы и даже может быть вгоняет ее в некий ступор. Мне кажется, что Медведев имеет в виду этот вариант, когда его спрашивали о том - могут ли они вместе с Путиным выдвигаться. На мой взгляд, Медведев этот вариант конкуренции считает непродуктивным, тупиковым и практически исключает.

Мне не представляется, что один из членов тандема независимо от того, какие будут результаты выборов 2012 года, каким-то образом может уйти из самой гущи эшелона российской политики. Я также не думаю, что они могут перестать продуктивно сотрудничать. Полагаю, они будут выступать если не в тандеме, то в других форматах, которые будут столь же полезны для страны.

Другой вопрос, что Медведев дал четко ответ на вопрос будущего правительства. Он сказал, что будущее правительство, несомненно, должно быть обновлено независимо от того, кто его возглавит. То есть, тем самым уже, я так понимаю, между Путиным и Медведевым есть определенная договоренность по этому поводу. Останется ли Путин премьером, а Медведев президентом, то есть сохранят свои прежние места, или они поменяются местами, будущее правительство должно быть обновлено.

И это очень серьезная информация на сегодняшний момент, стимулирующая тех, кто сейчас работает в правительстве. И одновременно это некий сигнал потенциальным кандидатам для работы в правительстве. Это взбадривающий месседж, который послал президент. Поэтому я думаю, что формат сотрудничества Путин-Медведев показал свою продуктивность. Оба они как ответственные политики должны понимать, что общество в целом заинтересовано в том, чтобы они продолжали сотрудничество.

Относительно того, что с политической системой будет происходить, по крайней мере, в течение следующего президентского срока - мне представляется, что радикальных изменений ждать не следует. Во всяком случае, формат наделения должностными полномочиями глав субъектов федераций сохраняется в прежнем варианте.  Медведев как автор самой идеи это подтвердил.

Мне кажется, что и Путин придерживается такого же мнения. Потому что именно при его президентстве этот формат утвердился. Что касается выборности Совета Федерации, то вопрос мне кажется тоже не будет решен радикально в течение ближайшего президентского срока.

Понятно, что хотелось бы как-то верхнюю палату реформировать в том смысле, чтобы она превратилась в полноценный работоспособный орган. Это, кстати, отчасти относится и к вопросу об отставке Миронова. При нем действительно Совет Федерации закостенел совершенно. Если в 90-е годы там хоть какие-то фигуры были, общественные деятели, то сейчас какое-то не очень понятное сообщество, не очень даже понятно чем занимающихся людей. Чем-то, безусловно, занимающихся, но эта неудовлетворенность от состояния Совета Федерации – она, безусловно, ощущается.

Но мне кажется, на радикальные меры - переход на прямое избрание - мы еще переходить не готовы. Потому что есть еще ограничение по Конституции. Там говорится, что Совет не избирается, а формируется, и это очень важная оговорка. К тому же еще каждый сенатор должен представлять либо исполнительную, либо представительную власть. Так что у нас американский вариант, когда сенаторы напрямую избираются, может быть и желателен, но не проходит.

У меня такое представление, что ближайший президентский срок уйдет на то, чтобы этот тюнинг политической системы, который Медведев проводит начиная от первого президентского послания, затем второго (имею в виду эти 20 знаменитых его шагов микрополитических реформ, которые оказывают макрополитический эффект) продолжится независимо от того, кто будет президентом - Путин или Медведев.

Сама идея эволюционного развития политической системы на фоне ускоренного модернизационного прорыва, прежде всего технологического и экономического, это очень важное взаимодействие. Тут надо учитывать опыт перестройки и иметь ввиду, что если поставить телегу впереди лошади, если слишком поспешить с политическими реформами. то это может дестабилизировать страну.

Я убежден, сегодня Медведев опроверг предположения очень многих аналитиков и политиков, что он бросит вызов Путину, что он поддержит Миронова, предпримет какие-то резкие движения в отношении правительства. Более того, Медведев заявил о том, что политическое партнерство с Путиным очень важно, оно долгосрочно. И из контекста высказывания президента следовало, что он не представляет себе обстоятельств, при котором оно могло бы распасться.

Это действительно очень долгосрочная конструкция. Еще большей убежденности в этом придали слова президента, что правительство - это слаженный организм.

Я полагаю, что Медведев подтвердил, что система тандема существует, действует и будет работать. Этим он опроверг многие ожидания. Он заявил о том, что выдвижение кандидатов в президенты не может происходить на случайной площадке, что это должна быть специальная процедура. Тем самым президент показывает здесь себя как сторонника институционального развития событий, как сторонника не персоналистской традиции, а как сторонник сильного развития страны, которое для него очень важно.

И конечно, он демонстрирует себя в очередной раз как ответственного и отвечающего за свои слова политика. Надежды на дестабилизацию в тандеме, которые были у многих политических игроков разного масштаба, не оправдались.

Что касается выдвижения, многие ожидали, что об этом заявит Медведев на пресс-конференции. Я, например, не ожидал, но многие ожидали, что он будет выдвигаться на пост президента сегодня. Эти ожидания тоже не сбылись. Я думаю, что теперь уже совершенно ясно, что альтернатив съезда «Единой России» как площадки для выдвижения кандидата от правящей элиты не существует.

Что касается изменений в политсистеме, я думаю, что в ближайшее время и система формирования Совета Федерации, и система наделения полномочиями губернаторов останутся прежними. Президент не исключил, что они будут развиваться. Эта эволюция может привести к изменению системы, но это отдаленная перспектива.

В ближайшей перспективе будет сохраняться та система, которая была создана. Кстати, создана и при участии Медведева, еще в бытность его главой администрации президента, о чем он сказал сегодня. И эта система будет работать. Президент не случайно сказал о десятилетиях, когда формируются демократически институты в разных странах. И я думаю, что и нам предстоит пройти еще долгий путь и таких ситуативных резких шагов ждать не стоит.

Президент Дмитрий Медведев несколько иначе общается с журналистами, чем Владимир Путин. У Медведева, в этом смысле есть собственный стиль, свои приоритеты и темы, о которых он говорил сегодня. Он это сам подчеркивал на конференции,  что он не только человек, но и политик коммуникационного стиля, обратной связи. В частности, интерактивной связи посредством сети Интернет.

Я бы не стал утверждать, что его стиль – кардинально новое слово в российской внутренней политике, но крайне важная вещь - понимание Медведевым принципов политического развития страны, принципов развития политической системы России. Медведев довольно четко сегодня подчеркнул это в ответе на ряд вопросов, и в том, что касается назначений в Совет Федерации, и в том, что касается губернаторских выборов, да и в целом политического развития страны. Президент довольно четко говорил о том, что Россия является развивающийся, формирующейся демократией, и ее политическая система должна жить, дышать, усложняться и развиваться, но не в силу каких-то абстрактных соображений, ее динамика развития должна соответствовать развитию экономики, общества, тем общественным запросам, которые сегодня существуют. При этом, конечно, любое политическое решение не является навек данным и железобетонным.

Все это показывает, что не только экономическая, но и социальная, политическая модернизация страны - это постоянный процесс, поток изменений, который соответствует избранным для государства целям. А цели заключаются в том, чтобы страна была сильной, работоспособной, чтобы в ней было высокое качество жизни и чтобы люди чувствовали себя в ней уверенно и комфортно. И Дмитрий Медведев сегодня говорил о том, что модернизация и есть такой процесс, но от себя добавлю, что все это касается не только экономики, но и политики и общественного развития.

Выступление президента было предназначено не для оптимистов или пессимистов, а для реалистов. И если у кого-то были какие-то ожидания, что пресс-конференция главы государства – это то место, где будут даны ответы на конкретные вопросы и разрешены насущные проблемы не только развития страны, но и мироздания в целом, то понятно, что они не сбудутся.
Если же кто-то, напротив, собирался искать в сегодняшней конференции какой-то негатив, разлад или еще что-то в этом роде, то мне кажется, что Медведев был довольно честен и реалистичен, он не пытался заигрывать ни с оптимистическими, ни с пессимистическими настроениями. Он говорил о том, что что-то удалось сделать, что-то не удалось, но модернизация - это процесс, в котором важно шаг за шагом двигаться вперед, чтобы поток изменений был постоянным. Есть много проблем, которые не решены. Признать наличие этих проблем и четко их перед собой поставить - это уже шаг к их решению, и надо двигаться дальше вперед, бить в эту точку.

Вот плохой у нас инвестиционный климат и нельзя просто взять и подписать указ, чтобы он был хорошим, но надо делать изо дня в день какие-то конкретные вещи, чтобы все изменилось. Это довольно реалистичный подход. И то, что Медведев сегодня журналистам сказал - это и политики касалось, и вопросов про тандем, и про выборы, он сказал, что политика - это не шоу, а сложная работа и технология. То же касается и модернизации. Модернизация - это тоже не шоу, это работа и технология. Технология конкретных решений, действия и способности не только придумывать идеи, но и доводить их до конца. И делать это не за одну ночь, а из года в год, и тогда задуманному будет сопутствовать успех.

Медведев четко обозначил вектор на модернизацию и в будущем. Он не употреблял слово рывок, речь шла о том, что Россия может модернизироваться быстрее. Так что речь идет о том, чтобы сконцентрироваться на ключевых направлениях и добиваться поступательных результатов. Дело сейчас состоит не в том, чтобы получать новые проекты. Нужно просто упорно реализовывать то, что запущено.

Прежде всего, необходимо все-таки сегодня добиваться того, чтобы те наши экономические структуры, у которых есть большой экономический и финансовый потенциал, стали реальными участниками инновационных процессов.

На мой взгляд, здесь есть проблемы, и об этом реально говорил президент. Сегодня перед пресс-конференцией он говорил о том, что законотворческая деятельность правительства вызывает у него озабоченность. С моей точки зрения необходимо сегодня добиваться того, чтобы вся деятельность правительства находилась в фокусе модернизации. Потому что есть вещи, которые сегодня продолжают быть вне ее, как будто никакой ориентации на модернизацию нет.

Прежде всего, сегодня модернизация - это социально- экономический вопрос. Необходимо, чтобы все-таки решение социальных проблем стало двигателем модернизации. Это крайне важно. Если этого не будет, то модернизация окажется вне актуальной повестки дня, вне интересов рядовых граждан.

Важно, чтобы люди чувствовали, что задача модернизации - это способ решения их каждодневных забот. Например, на пленарном заседании Общественной палаты России обсуждались вопросы ЖКХ. Нужно, чтобы модернизация решала реальные проблемы граждан.

Не думаю, что Россия начинает какую-то свою линию на Ближнем Востоке, потому что я не вижу никакой особой политики международного сообщества. Есть довольно агрессивная политика некоторых европейских стран, есть откровенно соглашательная политика с политикой США. Есть также выжидательная позиция Китая, и есть недоуменная позиция Германии. Россия здесь демонстрирует, что ее точка зрения более близка к Германии, чем к той же Франции.

При этом очевидно, что Россия дорожит перезагрузкой с Америкой, которая позволила ей улучшить международное положение и улучшить отношения с НАТО - это все то, о чем говорил Медведев. Конечно, он понимает, что и дальше потакать этим агрессивным действиям со стороны американской стороны или европейских союзников было бы странно, что президент и обозначил в своей речи.

Что касается, Сирии - она давний российский союзник и здесь Россия потакать Западу не собирается. Это можно сказать вполне определенно. Я думаю, что теперь Россия в аналогичных случаях будет пользоваться своим правом вето.

Конечно, не про все ситуации можно так сказать - не все диктаторы ведут себя так, как Каддафи. Однако и в данном случае была явно и беззастенчиво использована эта резолюция с целью физического уничтожения Каддафи. Об этом говорят не стесняясь, но при этом никто не давал Америке права физической расправы с лидерами государств. В резолюции ООН – это не прописано и не могло быть прописано.

Конечно, международный порядок разрушается вне зависимости от России. Международные институты вообще рушатся, и не только ООН, все институты без исключения. Будут какие-то новые создаваться – пока непонятно. Непонятно, зачем Россия вообще принимает во всем этом участие - чем медленнее они будут разрушаться - тем лучше.

Общее впечатление от пресс-конференции очень ровное: стилистика университетского преподавателя, много самоповторов, мало новых сюжетов. Даже тема с техосмотром уже заявлялась. Каких-то неожиданных поворотов в политике, новых стержневых тем не появилось.

Ответа на главный вопрос, на какие социальные слои собирается опираться президенты в политике модернизации, мы не получили.

При этом очевидно, что для президента модернизация ограничивается экономической и социальной сферой. Политическую систему России он считает почти идеальной и новаций не обещает.

Медведев доволен политикой на Северном Кавказе и не собирается её менять (минус электорат националистов), удовлетворён силовыми министрами, стал более критичен к ситуации с Ливией и поддерживает реформы Асада в Сирии. Отношения с НАТО сложные, а с Китаем - превосходные.

Разногласия с Путиным - стилистические.

Прозвучало только два острых момента - про то, что Ходорковский может выйти на свободу, и про то, что организаторы сделки «Роснефть»-ВР (=Сечин) не просчитали до конца политические риски.

Вывод можно сделать такой, что Медведев ведёт борьбу за выдвижение в президенты от «Единой России» при поддержке Путина.

Дмитрий Медведев на пресс-конференции говорил о харьковских соглашениях с Украиной. Что касается их прямого непосредственного воздействия, то для Украины это был единственный выход в ситуации государственного дефолта.

Соглашения помогли вывести страну из экономического пике. Но отсроченных результатов - два. Первый – это то, что Украина начала договариваться с Россией, а не скандалить, как это было довольно часто в истории наших отношений. Второй результат состоит в том, что харьковские соглашения показали, что нельзя разделять отношения на чисто экономические, чисто политические и чисто военно-политические.

На самом деле, все взаимосвязано. И харьковские соглашения показали возможность компромисса. Россия пошла на значительные экономические уступки Украине в обмен на то, что Украина сделала военно-политические уступки России (я имею в виду продление аренды базы Черноморского флота).

Легенды о возможности сугубо экономических отношений, минуя отношения политические и военно-политические, были опровергнуты.

Благодаря харьковским соглашениям были развеяны представления о том, что Украине можно находиться с Россией в контрах в военно-политическом вопросе,  например, вступать в НАТО и при этом договариваться о льготной стоимости энергоресурсов. Жизнь показывает, что такого не бывает.

Сейчас для украинского руководства в связи с реальным формированием Таможенного союза настает момент истины. Сохранять активные выгодные экономические связи с Россией, Казахстаном и Белоруссией и при этом формировать зону свободной торговли с Евросоюзом уже не получится. Во время последнего визита Путина было четко сказано: «Выбирайте - или так или так». Но дело тут не в злой России, а в экономических законах. Если вы создаете зону свободной торговли с Евросоюзом, то Таможенный союз вынужден будет создавать барьеры на границе с Украиной. При этом значительная часть нынешнего украинского экспорта будет уже нерентабельна.
 
Собственно говоря, и предполагаемые российско-украинские проекты в области авиастроения,  атомной  энергетики,  космоса завязаны на этом. Так что перед украинским руководством стоит непростой выбор. Они надеются как всегда прорваться, что называется, «между струйками дождя» - и с теми и с этими, но сейчас уже ситуация такова, что это вряд ли удастся.
 

В ходе своей пресс-конференции в Сколково президент Дмитрий Медведев поставил ряд взаимосвязанных задач, которые я бы охарактеризовал как создание комфортнойсреды обитания.

Сегодня самая большая проблема России состоит в том, что наши люди, особенно средний класс, не считают нашу страну удобной и привлекательной для проживания. Из-за этого мы теряем значительную часть наших граждан, которые уезжают за рубеж и уже там совершают научные открытия, создают новые технологии и эффективные производства.

Чтобы жизнь в России стала комфортной, нам необходимо развивать институциональную, социальную и транспортную инфраструктуру, строить современное комфортное жилье, решать проблемы экологии. Именно об этом говорил президент Медведев.

Создание комфортной среды обитания - это и строительство новых железных и шоссейных дорог, и развитие сети региональных аэропортов, это и современная градостроительная политика с использованием самых передовых технологий, это и товарищества садоводов, где человек своим трудом облагораживает свой участок земли.

Кроме того, современный человек - это, в первую очередь, человек творящий, а не просто потребляющий. Он хочет жить там, где созданы условия для творчества, в том числе и научно-технического. Поэтому, считаю чрезвычайно важным развитие инициированного президентом Медведевым проекта «Сколково», где талантливые молодые люди смогут на практике реализовать свои творческие способности. Проект «Сколково» должен стать «полигоном» отработки новых путей к успеху в бизнесе, новых моделей управления, новых отношений между людьми. По большому счету – прообразом цивилизации будущего. И те подходы, методы и формы взаимодействия между властью и бизнесом, которые оправдают себя в Сколково, нужно будет затем распространить на всю Россию.

Думаю, не следует окрашивать будущее отношений России и НАТО в радужные цвета – Альянс многократно убеждал нас в своем умении вести политику «двойных стандартов». Руководство НАТО в свое время призывало нас принять посильное участие в афганской кампании, в том числе и для борьбы с наркотрафиком, однако «под присмотром» коалиции вооруженных сил НАТО в Афганистане опийные наркопосевы ежегодно увеличиваются.

Альянс продолжает укреплять военную мощь Грузии, никак не реагируя на мнение российской стороны, и при этом печется о террористической угрозе и пересмотре постулатов европейской безопасности. Список спорных тем, возникающих между Россией и НАТО, можно продолжать и дальше.

Поэтому президент ясно дал понять, что отношения между Россией и НАТО должны строиться на принципе равноправия и конструктивного, взаимовыгодного диалога.

Что касается ПРО, то российское руководство уже заявляло, что в качестве ответа на размещение элементов противоракетной системы в Европе она может разместить в Калининградской области ракетные комплексы «Искандер», а также осуществлять радиоэлектронное подавление элементов ПРО.

© 2008 - 2024 Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года, Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-82371 от 03 декабря 2021 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".