Отчет Собянина
Ключевые тенденции в развитии региональных политических процессов были связаны с подготовкой к декабрьским избирательным кампаниям. В этом контексте стоит трактовать такие значимые события, как выступление мэра Москвы Сергея Собянина с отчетом о работе за год, рекомендации руководства Минфина администрациям субъектов федерации в сфере распоряжения финансовыми средствами, активность ставших «паровозами» для «Единой России» представителей федерального правительства в ходе взаимодействия с региональными элитами и др.
Ожидания широких слоев населения, связанные со сменой власти в Москве, к настоящему времени оправдались лишь отчасти. Собянин начал целый ряд масштабных проектов по модернизации городской инфраструктуры (прежде всего, транспортной), обозначил новый курс градостроительной политики, основанный на идеологии «город, удобный для людей». Эти шаги соответствовали ожиданиям перемен, однако впечатляющих результатов в борьбе с «пробками», разрушением исторического наследия и т.д. пока достигнуть не удалось. Вместе с тем, приоритетные политические задачи, поставленные на федеральном уровне и связанные с формированием дееспособной «команды» и сосредоточением рычагов управления городским хозяйством и контроля за политической ситуацией, новому мэру решить в целом удалось. Это позволяет прогнозировать вполне успешное для Собянина завершение грядущих избирательных кампаний в столице. Стоит отметить, что Собянин к моменту вступления в должность мэра рядовым горожанам был практически не известен, и задача по формированию позитивного имиджа в течение первого года его пребывания у власти была весьма актуальна. Как показывают данные социологических опросов, за последние полгода число людей, отношение которых к мэру и его работе изменилось в лучшую сторону, и рост «рейтинга доверия» Собянина может быть эффективно использован в процессе предвыборного продвижения «партии власти».
Финансовая политика Центра приобрела актуальность в связи с обсуждением в Госдуме проекта федерального бюджета. Руководство Минфина в лице и.о. министра Антона Силуанова продолжило «сберегательный» курс предшественника Алексея Кудрина и рекомендовало администрациям субъектов активнее повышать доходную базу (например, за счет реализации программ приватизации) и создавать финансовые резервы. На этом фоне в медийном пространстве обсуждаются перспективы возникновения новой «волны» кризиса. Объективных данных для таких прогнозов на ближайшую перспективу пока нет, хотя мировая конъюнктура остается неустойчивой. В предвыборном контексте рекомендации по накоплению резервов объяснимы: Центр стремится контролировать экономическую политику региональных властей с тем, чтобы гарантировать выполнение социальных обязательств и предотвратить возникновение чрезвычайных ситуаций, которые могут иметь негативные электоральные последствия.
Представители федерального правительства, возглавившие списки «Единой России» в ряде «проблемных» регионов, наращивают предвыборную активность. В урегулировании внутриэлитных конфликтов и стабилизации ситуации заинтересована как «партия власти», которой необходимо повышать рейтинг поддержки, так и статусные федеральные игроки, часть из которых по итогам кампании может перейти на работу в Госдуму. Основными принципами выбора территорий для включения в предвыборные списки «Единой России» министров (Юрий Трутнев и Сергей Шойгу) и вице-премьеров (Вячеслав Володин, Игорь Сечин, Дмитрий Козак, Александр Жуков и др.), а также главы администрации президента Сергея Нарышкина стали сложная политическая ситуация и личная известность каждого в регионе, а также значимость конкретного субъекта для сферы профессиональной деятельности того или иного федерального игрока.
Оксана ГОНЧАРЕНКО, Центр политической конъюнктуры