Статья
1058 15 января 2010 0:01

Открытие Года учителя

 В Казани состоялось торжественное открытие Года учителя. В период с декабря по январь официальный старт мероприятий проходит в субъектах Российской Федерации.

Года учителя пришел на смену Году молодежи, в который удалось реализовать немало полезных проектов. Не менее продуктивным ожидается и учительский год.

Указ о его проведении президент Дмитрий Медведев подписал в марте 2009 года. В указе были определены цели Года: он проводится для развития творческого и профессионального потенциала учителей, повышения социального престижа профессии учителя.

Несмотря на трудности в сфере образования, на изменения в системе ценностей, которые произошли в последние десятилетия, учителя по-прежнему обладают большим авторитетом. Согласно опросам ВЦИОМ, наибольшим доверием жителей России пользуются именно учителя, им доверяют 68  процентов россиян. На втором месте в рейтинге доверия - священнослужители (62%). Далее следуют журналисты (32%). Наименьшим доверием пользуются милиционеры (23%). Примечательно, что в первую тройку не попали врачи.

Проведение Года учителя педагоги обсуждали на Всероссийском педагогическом собрании (ВПС) в октябре 2009 года. В интервью
«Актуальным комментариям» председатель ВПС Валентина Иванова отметила тогда, что такое обсуждение позволило учителям высказаться и их голос был услышан.

«Всероссийское педагогическое собрание выступило общественным экспертом по новым стандартам в средней школе. Мы развернули обсуждение стандартов по всей стране,  в каждом из 67 региональных отделений. Затем сделали большую всероссийскую конференцию с региональными включениями. Директора школ тогда говорили, что Всероссийское педагогическое собрание заставило посмотреть эти новые стандарты, разобраться в них. И теперь голос учителя, директора школы, завуча будет услышан, и через нашу общественную организацию мы сможем в этом плане заявить о своём видении, о своих замечаниях», - сказала Валентина Иванова.

В этом году стоит ожидать, что голос учителя будет услышан еще более широко: не только учениками и педагогическим сообществом, но общественностью России в целом.


 

Комментарии экспертов

Основные усилия в Год учителя должны быть нацелены на инвестиции в педагога. Подготовка и переподготовка должна отвечать требованиям новых образовательных стандартов, которые сейчас вводятся в российских школах. Вскоре мы будем оценивать не только знания о предмете, полученные учениками, но и надпредметные знания, личностные результаты ребенка. Планировать обучение придется по-новому, будут внесены существенные изменения в преподавание информационных технологий. Все эти новации потребуют в первую очередь педагогов высокой квалификации.

Конечно, надо также продолжать решать проблемы социального статуса учителя. Здесь речь идет не только об оплате труда, но и о восстановлении уважения к нелегкому труду, которое было раньше.

В числе мероприятий планируется провести ряд конкурсов как федерального, так и регионального масштаба, на которых лучшие педагоги получат материальные призы и заслуженное признание. Необходимо поддержать учителей, которые работают по инновационным подготовительным программам. Хочется, чтобы в рамках Года учителя инициативу проявили и власти в субъектах федерации – например, снабдив всех педагогов ноутбуками. Это позволит им более качественно готовиться к урокам.

 

Общее правило сегодня такого, что учитель - это бедная профессия, которая деградирует. Она не позволяет школе выполнять свою основную функцию, нести знания и ценности. Это является очень существенной проблемой. Раньше школа была определённым барьером на пути влияния того, что называется улица. Сейчас этот барьер, мягко говоря, очень ослаб. Несмотря на двусмысленное положение в советской школе в отношении учителя, она все же помогала компенсировать недостатки семейного воспитания. Сейчас эта способность школы существенно ослабла.

Я думаю, что Год учителя – это хорошо. Самое главное, чтобы этот год не прошёл в торжественных отчётах, в голословиях. Важно, чтобы были приняты какие-то конкретные решения, которые улучшили бы положение одного из ключевых социальных институтов общества, а именно школы.

Подробнее...

Ни для кого не секрет, что сегодня определяется место России на мировой арене. Страна, преодолевшая разруху и безвременье, выходит на новый уровень, и те результаты, которых мы добьемся завтра, во многом зависят от того, что и как мы сделаем сегодня. А для того, чтобы занять свое место под солнцем, нам нужно, в первую очередь, стать умными.

Задачи сегодняшнего дня так же грандиозны, как и подвиг людей, которые защищали страну в годы Великой Отечественной и восстанавливали ее в послевоенное время. Мы стоим на пороге, за которым у нас или победа, или поражение. Победа и поражение, в первую очередь, в культурном смысле - развития нас как нации, а России – как страны, которая должна играть ключевую роль на мировой политической арене.

Мы должны быть умными, а значит не только сделать ставку на инновации и начать сокращать производственные расходы, но также передать опыт и знания подрастающему поколению. И именно в связи с этим 2010 год объявлен Годом учителя.

Основа личности закладывается в семье и школе. Так что значимость для общественной жизни системы образования, в центре которой стоит учитель, трудно переоценить. Наряду с семьей и средствами массовой информации, школа оказывает мощное влияние на детей, формируя мировоззрение, нравственное и эстетическое сознание подрастающего человека, а проводником закладываемых смыслов становится преподаватель.

Бытует мнение, что российская школа и система образования до некоторого времени переживали упадок. С этим трудно не согласиться, говоря о материальной составляющей. Из школ из-за нехватки денег ушло большое количество талантливых учителей, и тенденция продолжает сохраняться. Однако костяк российской школы – опытные преподаватели с многолетним опытом – по-прежнему существует. Российские школьники до сих пор опережают по уровню знаний своих зарубежных сверстников. Это значит, что на российском образовании рано ставить крест. У него есть потенциал, есть те, кто может передать опыт, но не хватает тех, кому этот опыт передавать. В этом плане такие мероприятия, как Год учителя, создают необходимые предпосылки для получения качественного результата.

Система образования должна соответствовать заявленному руководством страны курсу на модернизацию и развитие инноваций. Ее необходимо привести в соответствие мировым стандартам. Это вовсе не значит, что нужно оголтело рушить старое и заново строить новое. В направлении реформ нам нужно двигаться консервативным, а значит не революционным путем. Необходимо понимать, что российская школа имеет свои уникальные особенности и традиции, на которые нужно нанизывать современный тип мышления, приводя его в соответствие требованиям времени.
 

Комментарии для сайта Cackle
1 сентября 2021 Новости
Турчак: «Единая Россия» проконтролирует своевременность поставок школьных автобусов и «скорых»
 Турчак: «Единая Россия» проконтролирует своевременность поставок школьных автобусов и «скорых» Около 5 тыс. новых машин скорой помощи и 16 тыс. школьных автобусов будут направлены в регионы в течение четырех лет. Об этом сообщил секретарь Генсовета «Единой России» Андрей Турчак. По его словам, при составлении карты потребностей партия обращала внимание на запросы от школ, родителей, работников станций скорой помощи.
30 августа 2021 Новость
Каким будет учебный год: обзор инициатив политических партий в сфере образования
 Каким будет учебный год: обзор инициатив политических партий в сфере образования Школьники, студенты и сотрудники педагогической сферы 1 сентября начинают новый учебный год, а с 17 по 19 сентября в стране состоятся выборы в Госдуму, результаты которых определят, какой будет система образования в ближайшие пять лет. «Актуальные комментарии» подготовили обзор образовательных инициатив, которые предлагают участвующие в выборах партии.
1 июня 2021 Новость  Закон о просветительской деятельности вступил в силу В России 1 июня вступили в силу поправки к закону «Об образовании», которые регулируют просветительскую деятельность. Новая мера призвана оградить учащихся школ и вузов от антироссийской пропаганды, подаваемой под видом просветительской деятельности, отмечают в Госдуме.
© 2008 - 2021 Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".