Статья
2071 3 августа 2014 12:12

Переговоры без гарантий

В столице Белоруссии вечером 31 июля трехсторонняя контактная группа по урегулированию кризиса на юго-востоке Украины собралась на очередное заседание, по итогам которого стало известно, что участники встречи договорились о прекращении боевых действий в районе гуманитарного коридора, по которому наблюдатели ОБСЕ перемещаются к месту крушения «Boeing 777» в Донецкой области.

Контактная группа также приняла решение о передаче ополченцами международным инспекторам вагона с личными вещами погибших в результате крушения малайзийского лайнера Boeing до 2 августа.

Еще одна важная договоренность – освобождение пленных. В сообщении, распространенном Организацией по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ) констатируется, что участники контактной группы высказались за немедленное освобождение людей, оказавшихся в плену в результате конфликта на востоке страны. Другими элементами называется эффективный контроль и проверка границы между Украиной и Россией, а также создание поддерживаемого ОБСЕ механизма мониторинга и проверки, который должен начать действовать вместе с началом перемирия.

Своим мнением по поводу этой встречи с «Актуальными комментариями» поделился президент Центра системного анализа и прогнозирования Ростислав Ищенко:

«У Порошенко три серьезнейшие проблемы. Первая – это исчерпание боевого потенциала Нацгвардии, которая вынуждена переходить от наступления к обороне.

Вторая – трудности мобилизации и дестабилизация тыла. Возникают проблемы с пополнением украинской армии и, соответственно, возникают опасения, что если армия не будет пополнена вовремя, то возможно ее разложение. Порошенко же очень хочет этого избежать.

Последняя - заключается в необходимости выработать какое-то политическое решение, которое позволило бы вывести за скобки и ситуацию с «Боингом-777», и каким-то образом решить проблему юго-востока.

Я не думаю, что переговоры в Минске увенчались реальным успехом. Краткосрочным перемирием – да. Но даже договоренность не дает гарантии, потому что Киев слабо контролирует войска, находящиеся на боевой линии. Не раз бывали ситуации, когда Порошенко объявлял о прекращении огня, но боевые действия со стороны украинской армии продолжались.

Кроме того, чтобы переговоры были эффективны, переговорщики должны иметь общую позицию. У президента Украины на стол выложен известный «План Порошенко», который подразумевает капитуляцию ополчения. А у ополчения на стол выложены известные требования признания и независимости Донецкой и Луганской народных республик. При этом понятно, что Новороссия не может принять план Порошенко и капитулировать: что бы ни гарантировали киевские власти, принимать капитуляцию придут те же Национальная гвардия и «Правый сектор». И Порошенко не может принять требование ополченцев о признании независимости регионов. Потому что, как только он это признает, в Киеве все обвинят его в предательстве, назовут ставленником врагов Украины, и нынешний президент Украины получит восстание тех, кто уже воевал и воюет с ополченцами. Свести к общему показателю две диаметрально противоположных позиции, выработать какой-то план, который устраивал бы обе стороны – не представляется возможным.

Конечно, под давлением мирового сообщества, стороны могут согласиться с тем, что Украина сохраняется цельной, но, скажем, с конфедеративным устройством. Но это конфедеративное устройство должно быть опять-таки кем-то обеспечено. На Украине две противостоящие друг другу в гражданской войне армии, кроме этого, значительная часть Новороссии занята войсками Коломойского.

Со стороны Донецкой и Луганской народных республик есть претензия на Новороссию в составе, как минимум, восьми областей. И кто будет охранять эти противоборствующие армии, которые готовы убивать друг друга до победного конца – неизвестно.

Теоретически возможен международный протекторат, введение полицейских сил и так далее. И тогда необходимо, в первую очередь, разоружать военные формирования на территории Украины и, по сути, вводить внешнее коллективное управление. Это потребует введения и российских, и европейских войск на соответствующие территории Украины. Такая квазиконфедерация уже будет обозначать ликвидацию Украины, только с отсроченным юридическим статусом. Поэтому не вполне понятно, как можно достичь единой переговорной позиции, которая бы всех устроила, все бы ей подчинились и которая не потребовала бы всё равно ведения каких-то вооруженных боев, теперь уже втягивая в сражения и международные силы».

© 2008 - 2024 Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года, Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-82371 от 03 декабря 2021 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".