Статья
1609 24 июня 2010 20:47

Переговоры с Бараком Обамой

Встреча президента РФ Дмитрия Медведева и президента США Барака Обамы прошла в Вашингтоне.

Сначала лидеры двух стран побеседовали  в узком кругу в Овальном кабинете Белого дома. Затем к президентам присоединилась российская и американская делегации.

Затем переговоры Медведева и Обамы продолжились за рабочим завтраком. Для этого лидеры двух стран на одной машине совместного кортежа приехали в один из ресторанов соседнего с Вашингтоном Арлингтона, находящегося в штате Виргиния. Ресторан для завтрака выбирал сам Барак Обама. О том, куда привезет главу российского государства для рабочего завтрака президент США, не знали не только журналисты, но и делегации двух стран. Во время завтрака Дмитрий Медведев и Барак Обама общались с «глазу на глаз». Помимо них, на завтраке присутствовали только переводчики.

После переговоров президенты провели совместную пресс-конференцию.

«Холодная война» между Россией и США закончена, заявил президент США Барак Обама.

«Этот визит оказался очень важным для обеих наших стран, мы оставили позади времена «холодной войны», - сказал он на пресс-конференции, передает агентство «Интерфакс». По словам американского президента, окончание «холодной войны» касается и вопросов безопасности, и разоружения. У России и США остались разногласия по поводу Грузии, но есть перспективы сохранения стабильности в этом регионе, заявил Обама. «В том, что касается Грузии, у нас остались некоторые точки разногласий, но, тем не менее, мы видим те перспективы, которые лежат перед нами для того, чтобы ситуация оставалась стабильной», - сказал американский лидер.

Он также сообщил, что Россия и США договорились об усилении санкций в отношении КНДР и Ирана. «Мы вместе договорились усилить санкции в отношении Северной Кореи. Мы договорились вместе усилить те санкции, которые были введены в отношении Ирана, и мы наметили целый ряд перспективных направлений в интересах наших обоих народов», - подчеркнул Обама.

В целом президент США положительно отозвался о нынешнем уровне американо-российских отношений и о проведенных переговорах с главой российского государства. «У нас были очень интересные дискуссии по целому ряду тем. Мы обсудили все аспекты взаимоотношений между Российской Федерацией и Соединенными Штатами. Перед нами лежат новые перспективы сотрудничества во всех аспектах. Именно поэтому мы можем сказать, что мы поистине начали период перезагрузки», - отметил глава Белого дома.

Обама поблагодарил своего российского коллегу за визит и выразил надежду, что обе стороны ожидает новая эра прогресса, сотрудничества, и народы обоих государств ожидает эпоха взаимовыгодного сотрудничества.

России и США удалось решить многие проблемы, существовавшие в двусторонних отношениях в предыдущие годы, заявил президент России Дмитрий Медведев. «Нам удалось ликвидировать тот балласт, который накопился за предыдущий период и в области двусторонней торговли, и в области инвестиций», - сказал он на пресс-конференции по итогам переговоров со своим американским коллегой Бараком Обамой.

Вместе с тем, Дмитрий Медведев признал, что в отношениях России и США есть направления, в которых необходимо добиваться улучшения ситуации. «Есть вещи, по которым мы должны существенным образом изменить ситуацию, я имею в виду инвестиционный климат, и простимулировать наших бизнесменов более внимательно относиться друг к другу, вкладывать средства в наши экономики», - добавил глава российского государства.

Дмитрий Медведев также надеется, что парламенты России и США в ближайшее время синхронно ратифицируют договор об ограничении стратегических наступательных вооружений. «Наша задача, задача двух президентов сейчас - обеспечить его спокойную и предсказуемую ратификацию нашими парламентами. Я надеюсь, что это будет сделано в ближайшее время», - заявил Медведев.

Медведев напомнил, что и в Совете Федерации, и в Госдуме РФ, а также в Конгрессе и в Сенате США сейчас уже проходят слушания по вопросу ратификации договора. «Я думаю, что эти активные дискуссии должны проявить истину и синхронизировать процесс ратификации», - сказал президент РФ.

«Мы думаем и о том, что будет дальше. Наверное, в этом отдельная и очень серьезная ответственность РФ и США. Мы с себя эту ответственность не снимаем и мы будем на контакте. Я всегда готов обсуждать самые разные вопросы с моим коллегой. Надо признаться, у нас получается обсуждать вопросы», - отметил Дмитрий Медведев.

Главы России и США договорились до конца сентября этого года завершить переговоры по вступлению России в ВТО
, заявил президент России. «Наши команды получили импульс работать так быстро, насколько это возможно. И мы надеемся, что эта работа, и мы об этом сегодня говорили и договорились, будет завершена до конца сентября текущего года», - заявил Дмитрий Медведев.

Дмитрий Медведев сообщил, что в ходе переговоров с Бараком Обамой главы государств согласовали «общий подход, который заключается в том, что субстантивных вопросов, содержательных - их практически нет». «Мы продвинулись по всем направлениям, начиная от криптографии и интеллектуальной собственности и заканчивая госструктурами и некоторыми другими темами, такими как синхронность изменения российского законодательства по мере присоединения [к ВТО]», - сказал президент РФ, добавив, что остаются некоторые технические нюансы.

Дмитрий Медведев подчеркнул, что доволен тем, «что были поставлены временные рамки, с тем чтобы не растерять тот позитив, который накоплен в отношениях с президентом Обамой и не растворить разговоры о ВТО бесконечными дискуссиями о судьбе курицы или тримминга свиней». «Я надеюсь, что мы сегодня уже находимся в другой ситуации», - сказал Медведев.

Барак Обама, в свою очередь, заметил, что среди нерешенных вопросов, которые, по его словам, составляют всего один процент, остаются, в частности, вопросы, касающиеся российского законодательства. «Конечно, мы понимаем, что перед Россией стоят определенные трудности в техническом плане, и некоторые внутренние вопросы должны быть решены Россией самостоятельно», - сказал президент США. Он выразил уверенность в том, что эти вопросы будут разрешены в ближайшее время.

Дмитрий Медведев сообщил, что на данный момент ни Россия, ни страны ОДКБ не намерены направлять в Киргизию отдельный миротворческий контингент. «Если говорить о возможности применения каких-либо силовых методов наведения порядка, то я считаю, что Киргизия должна сама справляться с этими проблемами. Россия не планировала и не планирует направлять туда свой отдельный миротворческий контингент», - заявил Медведев на совместной с президентом США Бараком Обамой пресс-конференции в Вашингтоне.

В то же время, отметил он, консультации по данному вопросу проходили и, «действительно, я получил обращение и.о. президента республики Розы Отунбаевой».

Он также добавил, что секретари Советов Безопасности в рамках ОДКБ встречались и обсуждали также проблему, связанную с введением миротворческого контингента. «Пока в этом надобности не усмотрели. Но ситуация может развиваться по-разному», - сказал Медведев.

При этом глава России добавил, что Организация Договора о коллективной безопасности (ОДКБ), «конечно, будет реагировать на эти проблемы и в случае необходимости я, как председатель ОДКБ, могу собрать совещание или секретарей Советов Безопасности ОДКБ или даже президентов стран, входящих в ОДКБ».

«Мы рассчитываем на то, что и со стороны США будет соответствующее понимание этой ситуации», - сказал Дмитрий Медведев.

Президенты России и США Дмитрий Медведев и Барак Обама по итогам переговоров приняли девять совместных заявлений.


Приняты заявления о содействии повышению открытости госуправления, о стратегической стабильности, о сотрудничестве в области борьбы с терроризмом, по энергоэффективности, о стратегическом партнерстве в области инноваций, о контактах между людьми, относительно международного усыновления, в связи с ситуацией в Киргизии, по Афганистану.

После пресс-конференции Дмитрий Медведев встретился с российскими и американскими деловыми кругами и пообещал, что он и его американский коллега будут всячески содействовать взаимному притоку инвестиций в экономики России и США.

«Я уверен, что мы с Бараком Обамой будем и дальше этот процесс контролировать, помогать ему. Мы будем делать это и лично, и в рамках президентской комиссии, которая уже набрала обороты», - сказал Дмитрий Медведев в ходе встречи с российскими и американскими деловыми кругами.

Дмитрий Медведев подчеркнул, что для активизации экономических связей России и США «еще очень многое предстоит сделать, в частности, в национальном законодательстве».

Как отметил Медведев, таких изменений требуют процессы, произошедшие за последний год в мировой экономике.

«Мы видим, что президент Обама ведет большую работу в этом направлении, мы сопереживаем, понимаем, что это трудная работа», - сказал президент РФ.

Вместе с тем, по его словам, «очевидно, что мир изменился и нам придется менять правила игры с учетом глобального характера экономических процессов».

Дмитрий Медведев выразил уверенность в том, что у России и Соединенных Штатов «хорошие перспективы сотрудничества».

«Потенциал российско-американских экономических отношений очень велик. Объем наших взаимных инвестиций явно не отвечает потребностям сегодняшнего дня. Мы бы хотели, чтобы этот объем инвестиций, как американских в Россию, так и российских в Америку, рос», - заявил Медведев.

Он подчеркнул, что «это не может быть дорога с односторонним движением, мы должны помогать друг другу».

Президент России также пообещал, что американскому бизнесу, который будет участвовать в инновационном проекте «Сколково», будут созданы максимально комфортные условия.

«Мы ценим участие американского бизнеса в этом проекте, и будем думать, чтобы создать самые комфортные, максимально защищенные условия для иностранного бизнеса», - сказал Дмитрий Медведев.

Он пообещал, что в соответствии с законом об инновационном центре «Сколково», который находится сейчас в Госдуме, бизнесу будут созданы «специальный правовой режим и налоговые послабления».

Дмитрий Медведев выразил уверенность в том, что опыт США, с которым он ознакомился в Силиконовой долине, «с соответствующими изменениями может быть применен в нашей стране».

Президент России провел также встречу с представителями Конгресса США.

Отметим, что это был уже второй визит Дмитрия Медведева в США за последние два месяца. В апреле он приезжал в Вашингтон для участия в саммите по ядерной безопасности.

Вечером 24 июня президент РФ отправился в Канаду, где в городе Мускока 25-26 июня пройдет саммит G8, а затем 26-27 июня - саммит «большой двадцатки».

Комментарии экспертов

Сейчас отношения России и США значительно улучшились. Пожалуй, наименьшее расхождение у двух стран имеется в вопросе о месте России в постсоветском пространстве. Это - тот вопрос, который был одним из ключевых пунктов расхождения между Россией и США в нулевые годы. Америка не то, что не является каким-то ограничителем российского мнения в ближнем российском зарубежье, а, наоборот, иногда даже чересчур подталкивает Россию к какой-то большей активности.

В случае с Киргизией, например, мы видим, что американцы так или иначе давали понять, что не против, если бы Россия принимали активное участие в каких-то миротворческих операциях в этом регионе. Правда, тем самым не препятствуя американскому присутствию в виде той самой военной базы, которая переименовалась в пункт транзита. Так что, в киргизском вопросе имеется некоторое взаимопонимание.

Россия хотела бы, чтобы все действия, связанные с транспортировкой грузов через территорию СНГ, проходили под её полным контролем. Американцы, всё-таки, хотят больших гарантий. Тем не менее, это - наиболее неожиданный пункт сближения России и США, что сразу повлекло за собой целый ряд нормализаций: российско-польских отношений, впоследствии - российско-украинских отношений.

По-видимому, мы видим начало некоторого долгосрочного тренда, связанного с чёткой установкой Обамы на то, что на тему поддержки новых независимых государств (то, за что выступала Америка ещё со времён Клинтона) как антироссийского противовеса не следует обращать слишком большое внимание. Иногда нужно совершать какие-то чисто риторические, декларативные действия типа размещения «Пэтриотов» в Польше, но, в общем, Россию злить в этом вопросе не стоит.

Мы видим, что в ещё большей степени достигнуто взаимопонимание в вопросе ядерного разоружения. У обеих сторон действуют примерно общие подходы, хотя существуют и большие различия. Америка даёт ясно понять, что ставка на ПРО – это долгосрочная оборонная стратегия. Гейтс явно делает ставку на это. В настоящий момент Гейтс является воплощением тех сил, которые предельно реалистично настроены по отношению к Россию и, несмотря на все доброжелательные шаги, не собираются отказываться от сдерживания РФ. В области оборонной политики это различие, безусловно, сохраняется и будет сохраняться. Думаю, в дальнейшем оно будет только усиливаться.

По иранскому вопросу есть всяческие попытки России, с одной стороны, сохранить дружбу с Америкой, а с другой - каким-то образом обойти все основные санкции. Из-за этого американцы постоянно упрекают нас в том, что мы не вполне искренне разделяем озабоченность США иранской ядерной программой. Но, всё-таки, Россия явно уже сделала слишком много шагов в сторону Америки, и в этом вопросе есть если не расхождение, то будущий возможный конфликт между нашими странами.

Наконец, главная проблема – это проблема недостатка экономических отношений. Я думаю, американцы не очень довольны тем, что их сырьевые компании не находят большего места в России (Exxon Mobile и другие сырьевые гиганты Америки – им в России за редким исключением явно нечего ловить), а Россия как раз недовольна тем, что американские инвестиции не поступают в Россию в большом количестве. Это является, мне кажется, главным поводом визита. Российский президент, как вы знаете, чрезвычайно озабочен притоком инвестиций – в частности, американских - в сферу модернизации. Россия всячески надеется на приток американского капитала. Думаю, что именно вопросы экономики станут основной темой переговоров двух лидеров.

Гуманитарный аспект взаимоотношений вообще отходит на второй план. Это очень резко отличается от времени Кондолизы Райс, которая все время приезжала и читала нотации российской власти. Хиллари Клинтон, наверняка, делала бы то же самое, если бы не было Барака Обамы, но, поскольку внешняя политика Америки чётко определяется Обамой, то эта тенденция как-то уходит на второй план.

Так что главный спорный момент – это вопрос экономики, инвестиции в сырьевую отрасль и инновационную сферу. Американцы более заинтересованы в инвестициях в сырье. Мне кажется, именно в этом заключается основной спорный момент переговоров. Конечно, остаётся вопрос разоружения и вопрос о ВТО, но всё это вторично по отношению к основной экономической теме.

Основной темой визита Дмитрия Медведева станет обсуждение перспектив экономического сотрудничества между Россией и США, так как это направление практически не получило развития в последние полтора года, но позиционируется Москвой как фундамент двустороннего взаимодействия, без которого стабильных контактов между Вашингтоном и Москвой быть не может, ведь они будут постоянно привязаны к политической конъюнктуре.

Для того, чтобы выработать стабилизатор, который бы эффективно противодействовал этой конъюнктуре, политическим колебаниям России и США, связанным с изменением власти, приходом нового президента, сменой администрации и т.д., Москва хотела бы сейчас активизировать экономический диалог по всем направлениям, причём как в контексте собственно модернизационного курса, о котором Кремль сейчас активно говорит, так и по таким направлениям, которые сейчас уже есть, но требуют развития – например, экспорт стали в США, энергетический диалог, взаимодействие в агропромышленном комплексе и т.д.

Экономическое направление в переговорах будет основополагающим. Под него готовился ряд документов программного свойства. Сейчас нет ясности, будет ли весь этот пакет рамочных соглашений подписан в ходе визита. Тем не менее, работа велась, и велась она еще со встречи Медведева и Обамы в Праге в апреле этого года. Я думаю, что Москва постарается всецело сосредоточиться на этом направлении.

У данного направления есть ещё международное ответвление – это тема вступления России в ВТО. Сейчас для Москвы она не является преференциально важной в контексте российско-американских отношений. Тем не менее, для общего внешнеэкономического курса Кремля эта тема представляется достаточно актуальной. Я думаю, она также будет обсуждаться в контексте завершения переговорного процесса по вступлению в ВТО, который возможен, в том числе, при непосредственном содействии США.

Ограничитель, который, скорее всего, также будет рассматриваться в ходе поездки, – это тема отмены поправки Джексона-Вэника. На неё регулярно накладывается мораторий американскими президентами. Тем не менее, она не отменена. Я думаю, что этот вопрос также будет обсуждаться.

Другое дело, насколько все эти темы интересны самим США. Я думаю, что наибольшее внимание они уделят проблеме инновационного сотрудничества, однако не столько на уровне государственной власти, сколько на уровне бизнеса. Да и сам Медведев начинает поездку с Калифорнии, с посещения предприятий и компаний, находящихся в Силиконовой долине. Здесь возможно заключение ряда соглашений, но не между правительством России или частными компаниями, а скорее на уровне бизнеса. То есть возможно участие ряда американских игроков в развитии новых технологий на территории России.

Однако, если говорить в целом об экономическом партнёрстве, то здесь, по всей видимости, добиться какого-то решающего сдвига в ходе визита не удастся, потому что сейчас нет ясности по вопросу о том, смогут ли США помочь Москве со вступлением в ВТО.

Также сейчас в Конгрессе США не рассматривается вопрос отмены поправки Джексона-Вэника. На это уже просто нет времени, так как совсем скоро американский Конгресс уйдёт в отпуск, а потом у них начнётся предвыборная кампания. И им будет явно не до отношений с Москвой.

Единственное, по какому направлению здесь возможен сдвиг, - энергетика. Но и то, мне кажется, достаточно ограниченный, потому что Вашингтону сейчас важно стабилизировать свою финансовую политику, решить целый комплекс социально-экономических проблем внутри страны, а также нормализовать торгово-экономический диалог с Китаем. Только после этого Вашингтон сможет перейти к диверсификации своей экономической игры на международной арене. Россия здесь выступает лишь в числе потенциальных партнёров.

Так что, до первых шагов по устранению внутренних и внешних проблем в условиях колоссального дефицита американского бюджета, какой-то масштабной экономической повестки дня у Москвы и у Вашингтона не будет, потому что для Вашингтона важно решить свои внутренние вопросы.

А сближать в ходе визита будет единство по теме преодоления таких основных международных проблем, как иранский вопрос, проблемы ядерной программы КНДР и т.д. То есть, скорее всего, здесь оба лидера повторят те заявления, которые они уже неоднократно делали. Скорее это будут такие пространные заявления, большая часть обязательств которых будет возлагаться на США.

В схожей тематике, я думаю, будут рассматриваться проблема нераспространения, разоруженческая тема в контексте дальнейшего сокращения ядерных вооружений.

Кроме того, серьёзным фундаментов для продолжения сближения станет политический диалог, потому что визит пройдёт в условиях беспрецедентного политического сближения между Москвой и Вашингтоном, который не имеет аналогов в современной истории отношений этих стран. С 1991 года таких сдвигов не было зафиксировано.

Сейчас есть как линия политической связи между президентами, так и активная дискуссия по общественно-политической тематике в рамках рабочей группы Сурков - Макфол. Более того, если обратить внимание на идеологический базис, который лежит в основе отношений, то здесь мы увидим целый ряд общностей. В частности, Вашингтон не отказывается от права государства на самостоятельное демократическое развитие, на выбор пути своего развития и т.д. Я думаю, политический контекст диалога будет очень важным фактором, который будет содействовать укреплению партнёрских отношений.

Что касается тем, которые могут разделять, кроме ограниченной заинтересованности Вашингтона в экономическом партнёрстве, то Вашингтон не пойдёт ни на какие уступки по теме снижения своего присутствия на постсоветском пространстве. Более чем вероятно, что российская делегация поднимет вопрос о целесообразности военного присутствия США, например, в Средней Азии, в частности - в Киргизии. Но, я думаю, что здесь позитивной реакции со стороны администрации Обамы не будет. Более того, Вашингтон пусть в мягкой форме, но повторит принцип сохранения своего присутствия и недопустимости сферы особого влияния России на территории бывшего СССР.

Помимо этого, более чем вероятно, что Москва не получит однозначного ответа на вопрос о создании комплекса противоракетной обороны на театре военных действий Болгарии и Румынии. Несмотря на все желания Москвы, этот проект будет продолжаться всё в том же формате. То есть Москва к нему особо допускаться не будет, и дискуссия по этой теме не выйдет за рамки экспертного диалога.

Я думаю, что ещё одна тема, которая станет каналом расхождения между США и Россией – новая архитектура безопасности в Европе. Скорее всего, Москва либо просто откажется поднимать этот вопрос в ходе двусторонних переговоров, либо будет достаточно мягко актуализировать эту тему, но поддержки также не получит. США неоднократно заявляли о том, что сегодняшняя архитектура безопасности в Европе, основанная на потенциале НАТО, их полностью устраивает.

В силу этого, общий контент визита будет характеризоваться сближением в экономике и политике при сохранении статус-кво по целому ряду военно-политических вопросов, затрагивающих ситуацию в регионе евроатлантики и на территории постсоветского пространства. То есть сердечного согласия между субъектами по результатам визита зафиксировано не будет, хотя сегодняшний уровень партнёрства превосходит по своему содержанию аналогичные этапы сближения между Россией и США, которые были зафиксированы в 2001-2003 годах при Путине и в 1992-96 годах в период работы Козырева во главе Министерства иностранных дел РФ. Я думаю, нынешний этап превосходит оба предыдущих этапа по своему уровню сближения. Этот его  статус будет подтверждён в ходе визита Медведева в США.

8 апреля 2024 Колонки
ИИ-тократия
 ИИ-тократия Ярослав Барыкин о перспективах использования искусственного интеллекта в политике
29 марта 2024 Новости  Британия в поисках стратегии Великобритания выпустила новую стратегию применения санкций, в которой, по словам экспертов британских аналитических центров, описывается ряд критериев принятия решений, а также излагается подход к смягчению непредвиденных последствий и юридических рисков. Также британские эксперты проанализировали военный потенциал Великобритании и пришли к выводу, что он не оптимизирован для сдерживания России, поэтому стране нужно принять масштабную программу перевооружения. 22 марта 2024 Новости  Дипфейки — новое политическое оружие Правительства, которые распространяют дипфейки за рубежом, сталкиваются с риском утраты доверия собственного населения к СМИ и другим источникам новостей, утверждает группа экспертов американского аналитического центра CSIS. Это, в свою очередь, облегчит противникам распространение дезинформации, а внутренним субъектам будет проще использовать дипфейк, чтобы подорвать доверие общества к правительству и повлиять на выборы, а также уменьшить поддержку вооруженных сил страны, предупреждают эксперты в докладе «Government Use of Deepfakes: The Questions to Ask». 
© 2008 - 2024 Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года, Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-82371 от 03 декабря 2021 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".